Современный демократический дискурс в коммуникациях актуального искусства: Манифеста 10
Авторы: | Е. А. Островская |
Аннотация: | Исходным пунктом исследования выступает тезис, что коммуникации искусства содержат рефлексии о всем спектре социальной реальности, включая актуальные политические контексты. Различные политические режимы обретают различные коммуникативные воплощения в подсистеме искусства, порождающей свои собственные наблюдения и конфигурации смыслов. Ярчайшим примером подобного сродства коммуникаций искусства политической доктрине являет международная биеннале современного искусства Манифеста. Анализ ее коммуникативных практик позволяет говорить о сомыслии демократического дискурса о реальности коммуникациям актуального искусства.
Манифеста – поначалу принципиально новое европейское мероприятие в подсистеме искусства – рутинизировалось и превратилось в консервативную коммуникацию актуального искусства о политических и социально-экономических реалиях современного глобального мира. Подобно всем прочим коммуникациям подсистемы искусства, она также провокативна и парадоксальна: заявляя себя дистантной от политики, продвигает свои коммуникации о политике; будучи некоммерческой организацией, аккумулирует значительные финансовые ресурсы; руководствуется ориентацией на молодежь, но ставку делает на проверенных авторов и т. д.
За 20-летнее свое существование Манифеста приобрела определенный навык встраиваться в предлагаемые обстоятельства. Она никогда не обнаруживала склонности к пропаганде идей и манифестов локального диссидентства. Ее изначальный информационный посыл, ставший уже золотым стандартом для кураторов, – пропаганда универсальных ценностей европейской демократии в трактовке, принятой в актуальной политике ЕС.
Анализ Манифесты показывает, что в коммуникациях актуального искусства подлинно новым становится акцент на провокации. Оно провокативно в выборе медиумов и форм, делающих возможным презентацию мусора как произведения искусства, расчлененного, изуродованного тела как политической акции. Актуальному искусству сродни коммуникации консервативного демократического дискурса, а среде актуального искусства близки идеологемы разнообразных правозащитных, общественных, гендерных и прочих НКО. |
Ключевые слова: | подсистема искусства, актуальное искусство, Манифеста 10, демократический дискурс, биполярный мир, Евросоюз, украинский кризис |
УДК: | 316.776.4, 316.74, 316.334.3 |
Литература: |
1. Винник М. Дмитрий Виленский: «Мы вышли из “Манифесты”» о неучастии группы «Что делать» в европейской биеннале, 18 июля 2014 [Электронный ресурс] / Марина Винник // Colta : сайт. – URL: http://www.colta.ru/articles/art/3949. 2. Деготь Е. «Судьба Манифесты» – закат Европы? Интервью с Ярославой Бубновой [Электронный ресурс] / Екатерина Деготь. – 15.01.2009 // Open Space.ru : архив. – URL: http://os.colta.ru/art/events/details/7356/. 3. Кениг К. Манифеста без «Манифеста» / К. Кениг // Манифеста 10. Европейская биеннале современного искусства. – СПб. : Гос. Эрмитаж, 2014 4. Ложкина А. Манифеста 8 – молчание Других [Электронный ресурс] / А. Ложкина. – 21.10.2010 // Art Ukraine. – URL: http://artukraine.com.ua/a/manifesta-8-molchanie-drugih/#.VB6pT5TV8ak. 5. Манифеста 10. Европейская биеннале современного искусства. – СПб. : Гос. Эрмитаж, 2014. – ? с. 6. Митюшина А. Манифеста-7: Искусство без искусства [Электронный ресурс]. – 8.08.2008 // Open Space.ru: архив. – URL: http://os.colta.ru/art/events/details/ 2338/. 7. Русских М. Виктор Мизиано: «У нас вообще с этикой плохо». Нужна ли Манифесте параллельная программа? [Электронный ресурс] / М. Русских // Colta, 2 июля 2014. – URL: http://www.colta.ru/articles/art/3731. 8. Фейен Х. Что делать? «Манифеста 10»: двадцать лет европейской биеннале / Х. Фейен // Манифеста 10. Европейская биеннале современного искусства. – СПб. : Гос. Эрмитаж, 2014. 9. Филевская Т. Виктор Мизиано: Манифеста – это опыт не только узко художественный, но и гражданский. Интервью [Электронный ресурс] / Т. Филевская // Koridor. – URL: http://korydor.in.ua/interviews/237-Viktor-Miziano-Manifesta---eto-opit-ne-tolko-uzko-hudogestvenniy-no--gragdanskiy. 10. Luhmann N. Das Kunstwerk und die Selbstreproduktion der Kunst // Gumbrecht H. U., Pfeiffer K. L. (Hrsg.). Geschihten und Funktionen eines Kulturwissenschaftlichen Diskurselements. – Frankfurt am Main, 1986. – 840 s. 11. Manifesta 1: Foundation European Art Manifestation. The aims of Manifesta [Electronic resource]. – URL: http://www.manifesta.org/manifesta1/statemnt.htm. 12. Manifesta 4: Introduction [Electronic resource]. – URL: http://www.manifesta.org/manifesta4/en/projects/index.html. 13. Manifesta 8: Manifesta awarded as Ambassador of European Culture [Electronic resource]. – URL: http://manifesta.org/2008/05/ifm-selected-as-ambassador-of-european-culture/. |