«Психология» 2014 10

Динамический и смысловой компоненты направленности личности современного учителя

Авторы: А. М. Лужецкая
Аннотация:

Рассматривается роль направленности личности в профессиональной деятельности учителя. На основе мотивационно-смыслового подхода описана структура направленности, включающая динамический и смысловой компоненты. Динамический компонент представлен мотивационными образованиями, релевантными определенным видам деятельности (мотивами деятельности). Смысловой компонент направленности представлен устойчивыми и обобщенными мотивационно-смысловыми структурами и является источником смыслообразования личности. Предложена модель направленности личности, разработанная с учетом устойчивых и современных требований к педагогу. Приводятся результаты эмпирического исследования направленности учителей на разных стадиях профессионализации по Е. А. Климову (учителя-адаптанты, интерналы, мастера, авторитеты и наставники). Анализируются ресурсы и ограничения направленности с точки зрения соответствия предложенной модели.

Ключевые слова: направленность личности, модель направленности современного учителя, стадии профессионализации, ресурсы и ограничения направленности педагогов на разных стадиях профессионализации
УДК: 159.9.072.432
Литература: 1. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию / И. В. Василюк // Вопр. психологии. – 2007. – № 3 – С. 34–37.
2. Горелова Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия / Г. Г. Горелова. – М. : Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2004. – 320 с.
3. Забродин Ю. М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю. М. Забродин, Б. Ю. Сосновский // Вопр. психологии. – 1989. – № 6. – С. 100–108.
4. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – М. ; Воронеж : Модэк, 1996. – 400 с.
5. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1970. – 113 с.
6. Кыштымова И. М. Формирование имиджа будущего учителя / И. М. Кыштымова // Среднее проф. образование. – 2007. – № 11. – С. 73–75.
7. Леонтьев Д. А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 488 с.
8. Лужецкая А. М. Особенности структуры личностной направленности педагогов на разных этапах профессионализации / А. М. Лужецкая // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2010. – № 125. – С. 52–57.
9. Михайлик Е. В. Развитие духовности личности в современном образовательном пространстве / Е. В. Михайлик // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (15 марта 2013 г.). В 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. Н. В. Уварина. – Прага, Чешская Республика : Изд-во WORLDPRESSsr.o., 2013. – С. 251–254.
10. Семенова А. А. Специфика психологического и профессионального здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений / А. А. Семенова // Актуальные проблемы права, экономики и управления : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Иркутск : РИО САПЭУ, 2013. – Вып. 9. – С. 252–253.
11. Ryff C. The structure of psychological well-being revisited / C. Ryff, C. Keyes // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – N 69. – P. 719–727.