«Психология» 2014 9

Значимый другой в телевизионном общении

Авторы: Л. В. Матвеева, Е. Е. Петракова
Аннотация:

В работе рассматривается понятие значимого другого в применении к телевизионному общению. Телевизионный герой может выступать объектом личностной идентификации для зрителя-подростка. В рамках данного подхода ставится задача исследовать, как авторы телевизионных передач для подростков воспринимают своих зрителей, а зрители воспринимают авторов телепередач. Основной метод исследования – интервьюирование тележурналистов и подростков (всего 191 человек). В выводах отмечается, что тележурналисты при создании телепередачи ориентируются на негативный образ своего зрителя, тогда как подростки воспринимают телевизионных авторов неоднозначно.

Ключевые слова: межличностное общение, опосредствованное общение, значимый другой, самоидентификация личности, картина мира человека, коммуникативные ожидания, телевизионные образы, образы партнеров по общению, автор телевизионной передачи для подростков, телезритель-подросток
УДК: 316.77
Литература: 1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин.– М. : Ис-кусство, 1986. – 445 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 422 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.
4. Большой энциклопедический словарь. – СПб. : Сов/ энцикл. ; Фонд «Ленингр. галерея», 1994. – 1632 с.
5. Гольдберг Л. Р. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках / Л. Р. Гольдберг, А. Г. Шмелев // Психол. журн. – 1993. – Т. 14, № 4. – С. 32–40.
6. Даль В. Толковый словарь : в 4 т. / В. Даль. – М. : Терра, 1994. – 3600 c/
7. Карабанова О. А. Психологические особенности восприятия детьми телевизионных передач / О. А. Карабанова, А. И. Подпольский // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М. : Аспект-Пресс, 2002. – С. 149 – 165.
8. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций / О. А. Карабанова. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – 239 с.
9. Кун М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальная психология : тексты / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 180–187.
10. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. – М. : РИП-холдинг, 2004. – 316 с.
11. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : Апрель-Пресс ; Эксмо-Пресс, 2000. – 352 с.
12. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений / З. Фрейд. – М. : Просвещение, 1989. – 450 с.
13. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 448 с.
14. Шариков А. В. Особенности восприятия телесериала «Элен и ребята» московскими школьниками / А. В. Шариков, Ю. Н. Кузнецова // Психолог. журн. – 1998. – Т. 19, № 2. – С. 105–118.
15. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М. : Прогресс, 1969. – 544 с.
16. Шмелев А. Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала / А. Г. Шмелев // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 1982. – № 2. – С. 62–64.
17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 555 с.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Про-гресс, 1996. – 344 с.