О соотношении религии, науки и политики. Часть 1
Авторы: | В. И. Шамшурин |
Аннотация: | В статье рассматривается конфессионально-проблемный подход в изучении религии, анализируется соотношение религии и науки. При этом показано, что именно социально-политические науки способны проводить здесь внятные «смысловые» разграничения и водоразделы, одинаково полезные как для науки, так и для религии. Всякое философское высказывание, как именно сверхсущностное высказывание, всегда аподиктично, т. е. всеобще, необходимо и универсально. Даже если скептически отрицает и первое, и второе, и третье. Философия по определению исследует конечные сущности природы, общества и человека. Исследует конечные сущностные высказывания о вечности. Модернистское ниспровержение вечности противоречиво, так как проводится с позиций именно постоянства и неизменности как всеобщности и необходимости, и в этом смысле сущностное высказывание – это религиозное высказывание. «Истус эонас тон эон» – «ныне и присно и во веки веков». Любая аксиоматика, и не только религиозно-догматическая, но и научно-аналитическая, основана на принятии или непринятии заведомых, изначальных и предустановленных основ познания. Это исходные установки, которые делают возможными любые доказательства и типы аргументации. Их нужно принять как данность, неочевидную для опыта убеждения. То есть – на веру, например аксиому материи, параллельности прямых, дарвинизм или креационизм и т. д. Или речь идет об утверждении творческой и логистико-управленческой причины возникновения и существования мира. В последнем случае, с точки зрения творения и промысла как информационно-коммуникационного процесса в виде Слова – Логоса, в виде принятия управленческого решения, можно говорить об интересных взаимоотношениях и взаимодействиях религии, политики и науки. |
Ключевые слова: | религия, наука, политология, социология, постмодерн, православие, эсхатология, сотериология, статусно-ролевые позиции |
УДК: | 2, 35, 32 |
Литература: |
1. Булгаков С. Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. – М. : Фолио, 2001. – 666 с. 2. [Св.] Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исайи / Святитель Василий Великий. – М. : Моск. Подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 2002. – 146 с. 3. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 т. / И. А. Ильин. – М. : АСТ, 2004. – Т. 1. – 589 с. 4. [Св.] Иоанн Златоуст. К верующему отцу. В 12 т. Т. 1, кн. 1 / Святитель Иоанн Златоуст. – М. : Православ. книга, 1991. – 399 с. 5. Островская Е. А. Социология религии: предмет, методология, основные темы / Е. А. Островская // Социология. – СПб. : Изд-во Санкт.-Петерб. ун-та, 2006. – Гл. 14. – С. 406–432. 6. Тарановский Ф. В. Предмет и задача так называемой внешней истории права / Ф. В. Тарановский // История русского права. – М. : Зерцало, 2004. – С. 1–48. 7. Фуко М. Рождение клиники / М. Фуко. – М. : Смысл, 1998. – 310 с. 8. Чичерин Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. – 2-е изд. испр. – М. : Кн. дом «Либроком», 2011. – 344 с. (Из наследия мировой философской мысли: социальная философия). 9. Шайд Дж. Религия римлян / Дж. Шайд. – М. : Нов. изд-во, 2006. – 280 с. |