Китайский общепит в процессе этнизации городского пространства (на примере Иркутска)
Авторы: | Е. В. Дятлова |
Аннотация: | Этнический общепит, т. е. предприятия общественного питания, представляющие национальные кухни, культуру, традиции в инокультурном пространстве, являются не только важной частью сферы обслуживания, элементом рыночной экономики, но и мощным культурным феноменом. Это место встречи и повседневного контакта представителей, знаков и элементов культуры различных народов и культур. Особенно значимым делает этот феномен его общемировое распространение и огромный спрос на него. Задачей статьи является изучение процесса становления этнического общепита в современной России на примере китайских ресторанов и кафе Иркутска. Они рассматриваются как видимые и важные элементы формирующейся в постсоветский период этнической картины города. Анализируются причины популярности предприятий китайской кухни среди представителей разных слоев горожан. Интенсивные обсуждения этого показывают, что интерес к предприятиям китайского общепита вызван не только интересом к собственно китайской кухне, но и стремлением погрузиться в чужой культурный мир. Этот спрос создает предложение сконструированного искусственно «Китая для русских». Сделана попытка построить типологию таких предприятий и сравнить ее с типологиями других исследователей. Констатируется, что новизна феномена предопределила его чрезвычайно слабую изученность, и предлагается обзор имеющихся исследований. |
Ключевые слова: | этнический общепит, городское пространство, китайские рестораны, китайские мигранты, межкультурные коммуникации |
УДК: | 316.334.56, 316.347(571.53)(=951) |
Литература: |
1. Блог автора kjara_vs_corso на сайт «Yablor» [Электронный ресурс]. – URL: http://yablor.ru/blogs/kulturniy-fenomen-chifanka/2232474. 2. Бурт В. Мы, советские колбасы, широко проникли в массы... [Электронный ресурс] / В. Бурт // BBQ : кулинар. журн. : сайт. – URL: http://www.bbqmag.ru/ archive.html?article=561#.U4qvK3aP_Q8. 3. Глущенко И. В. Общепит. Микоян и советская кухня / И. В. Глущенко. – М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2010. – 240 с. 4. Елизарова А. Ресторанные контрасты Иркутска [Электронный ресурс] / А. Елизарова // Вост. формат. – 16.10.12. – URL: http://kommersant-irk.com/restorannye-kontrasty-irkutska/. 5. Ерофеев В. В. Москва – Петушки / В. В. Ерофеев. – М. : Вагриус, 2002. – 575 с. 6. Дятлова Е. В. Китайский общепит Иркутска: присутствие в публичном пространстве города / Е. В. Дятлова // Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества / науч. ред. В. И. Дятлов, К. В. Григоричев. – Иркутск : Оттиск, 2013. – С. 284–296. 7. Коннер М. Социальная психология пищи / М. Коннер, К. Дж. Армитейдж. – Харьков : Гуманит. центр, 2012. – 264 с. 8. Корк Б. О низменном / Б. Корк // Вост.-Сиб. правда. – 2013. – 11 марта. 9. Курукин И. В. «Государево кабацкое дело»: очерки политики и традиций в России / И. В. Курукин. – М. : АСТ: ЛЮКС, 2005. – 382 с. 10. Митрофанов А. Г. Этнические кафе и рестораны становятся своего рода территорией толерантности [Электронный ресурс] / А. Г. Митрофанов // Известия. – 2011. – 18 нояб. – URL: http://izvestia.ru/news/506978. 11. Мода есть // Вост.-Сиб. правда. – 2011. – 01 сент. – С. 5. 12. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни / В. В. Похлебкин. – М. : Молодая гвардия, 1985. – 191 с. 13. Похлебкин В. В. История водки / В. В. Похлебкин. – М. : Центрполиграф, 2005. – 160 с. 14. Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа / И. Г. Прыжов. – 2-е изд. – Казань : Молодыя силы, 1914. – 282 с. 15. Пустарнакова А. А. Репрезентация этнических «Других» в городском пространстве / А. А. Пустарнакова // Вестн. Самар. гос. ун-та. – 2007. – № 1(51). – С. 41–49. 16. Пустарнакова А. А. Этнический Другой как коммуникативный субъект: анализ репрезентаций «другости» в этнических ресторанах / А. А. Пустарнакова // Вестн. Саратов. гос. техн. ун-та. – 2008. – № 2(32). – Вып. 1. – С. 253–259. 17. Рютина К. А был ли мальчик Ся Оха? / К. Рютина // СМ Номер один. – 2011. – 26 мая. – № 20. – С. 14. 18. Сайт «ABBYY Lingvo» [Электронный ресурс]. – URL: http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=109096. 19. Тимофеев М. Ю. Псевдосоветский общепит как империя знаков: системно-семиотический анализ. Часть 1. Артефакты [Электронный ресурс] / М. Ю. Тимофеев // Лабиринт : журн. соц.-гуманит. исслед. – 2012. – № 4. – С. 39–51. – URL: http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2012/11/timofeev02.pdf. 20. Тимофеев М. Ю. Псевдосоветский общепит как империя знаков. Часть 2. Нарративы [Электронный ресурс] / М. Ю. Тимофеев // Лабиринт. – 2012. – № 5. – URL: http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/01/timofeev.pdf. 21. Чифанька – небольшое заведение с китайской едой [Электронный ресурс] // Daostory : сайт. – URL: http://daostory.com/chifanka/. 22. Этнические кафе являются центром притяжения мигрантов [Электронный ресурс]. // ОПЕК.ru. Экспертный сайт Высшей школы экономики. – URL: http://opec.ru/1600313.html. 23. Appadurai A. How to Make a National Cuisine: Cookbooks in Contemporary India [Electronic resource] // Comparative Studies in Society and History, Vol. 30, №1 (Jan., 1988), pp. 3–24. – URL: http://www.jstor.org/stable/179020. 24. Jakob A. Klein. Redefining Cantonese Cuisine in Post-Mao Guangzhou [Electronic resource] // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. – University of London. Vol. 70, №3 (2007). P. 511–537. – URL: http://www.jstor.org/stable/40378937. 25. Phillips L. Food and Globalization [Electronic resource] // Annual Review of Anthropology. – 2006. – Vol. 35. – P. 37–57. – URL: http://www.jstor.org/stable/25064913. 26. Sidney W. Mintz and Christine M. Du Bois. The Anthropology of Food and EatingAuthor(s) [Electronic resource] // Annual Review of Anthropology. Vol. 31 (2002). P. 99–119. – URL: http://www.jstor.org/stable/4132873. 27. Wilk Richard R. «Real Belizean Food»: Building Local Identity in the Transnational Caribbean [Electronic resource] // American Anthropologist, New Series. Vol. 101, № 2 (Jun., 1999). P. 244–255. – URL: http://www.jstor.org/stable/683199. |