Формирование трех типов творческого мышления подростков тренинговым методом
Авторы: | Н. И. Чернецкая |
Аннотация: | Концепция творческого мышления как интегрального психологического феномена трактует творческое мышление как результат интеграции видов мышления. Доказанная методом кластерного анализа типология творческого мышления легла в основу авторской развивающей программы, в ходе которой творческое мышление подростков целенаправленно стимулируется за счет развития и взаимной интеграции видов мышления, входящих в него. Настоящая статья посвящена анализу результативности программы психологического стимулирования, модифицированной для разных типов творческого мышления подростков. Программа была апробирована на выборке подростков г. Ангарска, которые вошли в три тренинговые группы – по одной для каждого типа творческого мышления. Было доказано, что авторская программа эффективна для всех трех типов творческого мышления. Подробно проанализированы количественные и качественные сдвиги в творческом мышлении разных типов. |
Ключевые слова: | творчество, творческое мышление, виды мышления |
УДК: | 159.95-053.5 |
Литература: |
1. Давыдов В. В. Уровень планирования как условие рефлексии / В. В. Давыдов, А. З. Зак // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. – Новосибирск, 1987. – С. 46–47. 2. Дрязгунов К. В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания / К. В. Дрязгунов // Образование и общество. – 2003. – № 1. – С. 40–49. 3. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. психологии. – 1993. – № 2. – С. 54–62. 4. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопр. психологии. – 1990. – № 6. – С. 86–92. 5. Клегг Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления / Б. Клегг. – М. : Астрель, 2004. – 392 с. 6. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Ю. Козелецкий. – М. : Прогресс, 1979. – 504 с. 7. Кэрролл Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. – 192 с. 8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. – М. : Просвещение, 1990. – 160 c. 9. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О’Коннор. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 256 c. 10. Чернецкая Н. И. Развитие творческого мышления школьников. Программа тренинговых занятий: методические указания / Н. И. Чернецкая. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2002. – 40 с. 11. Чернецкая Н. И. Творческое мышление школьников: особенности, диагностика и развитие : монография / Н. И. Чернецкая. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2002. – 146 с. 12. Чернецкая Н. И. Изучение типологической структуры творческого мышления как интегрального образования методом кластерного анализа // Гуманизация образования. – № 6. – 2010. – C. 19–25. 13. Шумакова Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды / Н. Б. Шумакова // Вопр. психологии. – 1986. – № 1. – С. 53–59. |