Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Рассматривается институт президента в России и за рубежом. Исследовательская гипотеза: в современных условиях политический статус президента РФ является важнейшим фактором, сдерживающим развитие российской политии и вызывающим ее архаизацию; требуется институционально-функциональная коррекция института президента в России на основе учета опыта зарубежный демократических стран и основных характеристик общества Постмодерна. Исходя из оценки институционально-функциональной роли института президента в странах с эволюционным характером развития политий, а также основных характеристик общества Постмодерна, отмечается, что институт президента утрачивает доминирующее положение в политических системах современных демократических стран и приобретает статус «primus inter pares» («равный среди равных»). Снижение роли института президента в западных политиях связывается как с необходимостью усиления властного потенциала коллегиальных представительных органов, более эффективно осуществляющих согласительные и артикулирующие функции в полицентрических мозаичных конструкциях, так и с особенностью персонализированных институтов продуцировать перманентный конфликт в социуме и иррационализировать политический процесс с целью усиления собственного политического потенциала за счет недостатков парламентских систем. Подчеркивается, что происходящий в России политический процесс направлен на усиление роли института президента в государственном механизме, расходится с политической практикой демократических стран и общецивилизационным вектором развития политических систем. Складывающаяся ситуация способна привести к политическому кризису, основными причинами которого могут явиться: а) чрезмерная нагрузка на институт президента в результате усложнения социальной структуры социума и утраты президентом возможности согласования интересов широких социальных групп; б) автокатизация политической системы, ведущая к усилению диспропорций в системах «государство – государство», «государство – общество», а также выведению институтов гражданского общества из сферы обеспечения общественной безопасности; в)сохранение конфликтности политической системы в результате заинтересованности президента в репродукции интолерантной политической среды; г) деградация российской политии и утрата ею конкурентоспособности. При подготовке статьи использовались диалектический, нормативно-правовой, сравнительный, исторический, системный, синергетический, формально-логический методы исследования.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Алмонд Г. Артикуляция интересов [Электронный ресурс] / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – URL: pavroz.ru/almond-articulation (дата обращения:20.11.2014). 2. Баранов С. В. Гражданское общество в системе обеспечения безопасности государств Европы / С. В. Баранов // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. – 2013. – № 2.1. – С. 32–39. 3. Верховский А. Этнополитика федеральной власти и активизация русского национализма / А. Верховский // «Pro et Contra» (за и против). – 2014. – № 1–2 (62). – С. 19–33. 4. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине /Н. Винер. – М. : Наука; Гл. ред. изд. для зарубеж. стран,1983. – 344 с. 5. Дубин Б. «Чужие» национализмы и «свои» ксенофобии вчерашних и сегодняшних россиян / Б. Дубин // PRO et CONTRA (ЗА и ПРОТИВ). – 2014. – № 1–2 (62). –С. 6–18. 6. Зюганов: полномочий у президента больше, чем у фараона и генсека [Электронный ресурс] // URL: http://www.novopol.ru/-zyuganov-polnomochiy-u-prezidentabolshe-chem-u-farao-text110240.html (дата обращения: 02.01.2012). 7. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г. [Электронный ресурс] //URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 20.11.2014). 8. Конституция Австрии [Электронный ресурс]. – URL: http://worldconstitutions.ru/?p=160&page=8 (дата обращения: 20.11.2014). 9. Конституция США [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (дата обращения: 20.11.2014). 10. Конституция ФРГ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rfhwb.de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru1.htm (дата обращения: 20.11.2014). 11. Кремль рисует демократический фасад [Электронный ресурс] // URL:http://www.dw-world.de/dw/article/0,,1573304,00.html (дата обращения: 10.08.2014). 12. Кынев А. В. Институт президента в странах Центральной и Восточной Европы:сравнительный анализ: автореф. дис. … канд. полит. наук / А. В. Кынев ; МГУ им.М. В. Ломоносова. – М., 2002. – 28 с. 13. Линц Х. Опасности президентства [Электронный ресурс] / Х. Линц. – URL:http://www.textfighter.org/raznoe/Polit/Article/lints_h_opasnosti_prezidentstva_politologii.php (дата обращения: 20.11.2014). 14. Мельвиль А. Ю. «Царь горы», или почему в посткоммунистических автократиях плохие институты / А. Ю. Мельвиль, Д. К. Стукал, М. Г. Миронюк // Полис: полит.исслед. – 2013. – № 2(134). – С. 125–142. 15. Моноцентризм: утраченный, обретенный или все-таки утраченный? (27 декабря 2007) [Электронный ресурс] // URL: http://www.politeia.ru/politeia_seminar/10/25 (дата обращения: 20.11.2014). 16. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт ; пер. с англ. А. Н. Нестеренко ; пред. и науч. ред. Б. З. Мильнера. – М. : Фонд экон. книги «Начала», 1997. – 190 с. 17. Паречина С. Г. Институт президентства: история и современность [Электронный ресурс] / С. Г. Паречина. – Минск : Инс-т соц.-полит. исслед. при Администрации Президента Республики Беларусь, 2003. – URL: http://lib.ru/POLITOLOG/parechina.txt(дата обращения: 20.11.2014). 18. Полуян Л. Я. Совет Федерации: направления и перспективы развития парламентаризма / Л. Я. Полуян // Гражданин и право. – 2002. – № 9/10 – С. 62–67, 11/12 –С. 24–31. 19. Соловей В. Регрессивный синдром. Варвары на развалинах Третьего Рима /В. Соловей // Политический класс. – 2005. – № 2. – С. 17–22. 20. Союзная Конституция Швейцарской конфедерации [Электронный ресурс]. –URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm (дата обращения: 20.11.2014). 21. Тихонова В. В. Политическое «пралидерство» и популизм в современной России : автореф. дис. ... канд. полит. наук / В. В. Тихонова ; МГОУ. – М., 2011. – 28 с. 22. Токвиль А. де. Демократия в Америке : пер. с фр. / Алексис де Токвиль ;В. П. Олейника [и др.] ; предисл. Гарольда Дж. Ласки ; коммент. В. Т. Олейника. – М. :Прогресс, 1992. – 554 с. 23. Jordan Barbara. Moving on From Watergate // Texas Journal of Women and theLaw. -1996. – Vol. 5. – P. 165–166. 24. Joseph P. Lash, Roosevelt and Churchill. – N. Y. : W. W. Norton amp; Company,Inc., 1976. – 183 p. 25. Klitgaard R. Adjusting to Reality: Beyond «State versus Market» in Economic Development.– San Francisco : An International Center for Economic Growth Publication,1991. –127 p.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The article presents the concept of “president” in Russia and in foreign countries. Preliminary proposition: in the current context the political status of the President of the Russian Federation acts primary deterrent of Russian polity development making it obsolete; the concept of presidency in Russia needs both institutional and functional correction based on the international democratic experience and main features of the Post-modern society. Taking into account institutional and functional role of the concept of presidency in the countries with developmental nature of polities and main features of the Post-modern society it is pointed out that the concept of presidency is losing its supremacy in political systems of modern democratic countries and obtaining a «primus inter pares» (“equal among equals”) status. Reduction of the role of the presidency concept in western polities is attributed to both the necessity of accrescence of authoritative potential of collective representative bodies that exercise conciliatory and articulating functions more effectively in polycentric mosaic constructions, and to the representative individualized bodies’ ability to produce permanent social conflict and to irrationalize political process in order to reinforce their own political potential by means of disadvantages of parliamentary systems. The author stresses that the ongoing Russian political process designed to consolidate the role of the concept of presidency in state mechanism discords with the political experience of democratic countries and general civilizational vector of political systems development. The current situation may lead to a political crisis, main reasons thereof might be the following: (a) the excessive pressure on the presidency as a result of complication of social structure of the society and president’s deprival of the opportunity to harmonize the interests of wide social groups; (b) aut ocratization of the political system resulting in inequalities in “state-state” and «state-society» systems, and civic institutions’ removing from the public security enforcement sphere; (c) maintaining the political system prone to conflicts due to the president’s interest in reproduction of the intolerant political environment; (d) degradation of Russian polity and loss of its competitiveness. While preparing the article the following research methods have been used: dialectical, legal, comparative, historical, systematic, synergetic, and formal logical.
Ключевые слова EN
Литература EN