Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Статья посвящена аналитическому обзору исследований процессов социального влияния на религиозное сознание, что важно в современных условиях, создающих новые возможности манипулирования массовым сознанием. Содержание статьи убеждает, что труды, представленные эволюционистским, антропологическим, культурологическим, социологическим, психологическим, социо- и культурно-психологическим, этнологическим, религиоведческим направлениями, доказывают факт универсальности сознания, основанного на религиозной вере, которое формируется благодаря целенаправленному воспитательному воздействию со стороны окружающего социума. Авторы показывают, что с целью обоснования этих идей выдвигаются такие теории, как теории «социального влияния» и «социального научения», концепция «функциональной независимости» «религиозной системы» от экономических и политических структур, а также феноменологические методы. Итогом статьи является убеждение в том, что в разных направлениях науки имеется согласие о том, что формируемое обществом религиозное сознание все же сохраняет определенную самостоятельность по отношению к социальному окружению и поэтому субъективно воспринимает и воспроизводит информацию, получаемую в результате социальных коммуникаций.
Статья посвящена аналитическому обзору исследований процессов социального влияния на религиозное сознание, что важно в современных условиях, создающих новые возможности манипулирования массовым сознанием. Содержание статьи убеждает, что труды, представленные эволюционистским, антропологическим, культурологическим, социологическим, психологическим, социо- и культурно-психологическим, этнологическим, религиоведческим направлениями, доказывают факт универсальности сознания, основанного на религиозной вере, которое формируется благодаря целенаправленному воспитательному воздействию со стороны окружающего социума. Авторы показывают, что с целью обоснования этих идей выдвигаются такие теории, как теории «социального влияния» и «социального научения», концепция «функциональной независимости» «религиозной системы» от экономических и политических структур, а также феноменологические методы. Итогом статьи является убеждение в том, что в разных направлениях науки имеется согласие о том, что формируемое обществом религиозное сознание все же сохраняет определенную самостоятельность по отношению к социальному окружению и поэтому субъективно воспринимает и воспроизводит информацию, получаемую в результате социальных коммуникаций.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии /Ю. П. Аверкиева. – М. : Наука, 1979. – 288 с. 2. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологиизнания / П. Бергер, Т. Лукман. – М. : Медиум, 1995. – 323 с. 3. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер. – М. :Наука, 1977. – 705 с. 4. Добреньков В. И. Методологические вопросы исследования религии /В. И. Добреньков, А. А. Радугин. – М. : Высш. шк., 1989. –189 с. 5. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. –М. : Терра, 2008. – 400 с. 6. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Мифология ифольклор / В. В. Иванов. – М. : Знак, 2009. – Т. 5. – 363 с. 7. Капустин Н. С. Особенности эволюции религии (на материалах древнихверований и христианства) / Н. С. Капустин. – М. : Мысль, 1984. – 222 с. 8. Кон И. С. История буржуазной социологии XIX – начала ХХ века / И. С. Кон. –М. : Наука, 1979. – 344 с. 9. Коул М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. – М. : Прогресс, 1977. –264 с. 10. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М. : Наука,1983. – 536 с. 11. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М. :Политиздат, 1991. – 525 с. 12. Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры / Дж. Мердок. – СПб. : Университ. книга, 1997. – С. 54–69. 13. Мид Дж. Аз и Я / Дж. Мид // Американская социологическая мысль. – М. :Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 560 с. 14. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале,Д. Антисери. – СПб. : Петрополис, 1994. – Т. 2. – 336 с. 15. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений / З. В. Сикевич. – СПб. : Издательство Михайлова В. А., 1999. – 203 с. 16. Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим.Монологи / Ф. Д. Шлейермахер. – СПб. : Алетейя, 1994. – 336 с. 17. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М. : Акад. проект, 2010. – 256 с. 18. Юнг К. Архетип и символ / К. Юнг. – М. : Ренессанс, 1991. – 304 с. 19. Handbook of Hyper-real Religions / A. Possamai. – Leiden : Brill, 2012. – XIV. –442 p. 20. Parsons T. The Social System / T. Parsons. – Glencoe, 1951. – P. 41–42.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN Article is concerned with the analytical review of researches of processes of social influence on religious consciousness, which is important in current environment creating new opportunities for mass consciousness manipulating. In general the works presented by evolutionist, anthropological, culturological, sociological, psychological socio and cultural and psychological, ethnological, theological school of thought, prove the fact of universality of consciousness based on religious belief which is formed due to purposeful educational influence of the community. Theories of «social influence» and «social learning», the concept of «functional independence» of «religious system» from economic and political institutions, and phenomenological methods are used to justify these ideas. The authors come to the conclusion that there is common agreement that the religious consciousness formed by the society is to a certain extent independent from social environment and therefore subjectively perceives and reproduces information received in the result of social communications.
Article is concerned with the analytical review of researches of processes of social influence on religious consciousness, which is important in current environment creating new opportunities for mass consciousness manipulating. In general the works presented by evolutionist, anthropological, culturological, sociological, psychological socio and cultural and psychological, ethnological, theological school of thought, prove the fact of universality of consciousness based on religious belief which is formed due to purposeful educational influence of the community. Theories of «social influence» and «social learning», the concept of «functional independence» of «religious system» from economic and political institutions, and phenomenological methods are used to justify these ideas. The authors come to the conclusion that there is common agreement that the religious consciousness formed by the society is to a certain extent independent from social environment and therefore subjectively perceives and reproduces information received in the result of social communications.
Ключевые слова EN
Литература EN