Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU В статье рассматриваются концепты новых форм политической коммуникации: «мягкая сила», шоу-политика и медиадискурс, которые сформировались из предметно-дискурсивных полей массовой коммуникации, массовой культуры, политической идеологии, политического маркетинга и PR. Первым концептом является «мягкая сила» – совокупность внешних и внутренних (социокультурных) факторов государства, которая способствует созданию привлекательного имиджа страны, возникающего в процессе социального взаимодействия. Российские власти сегодня используют «мягкую силу» в нескольких направлениях. Во-первых, как важный ресурс макрополитического строительства. Во-вторых, наиболее активно применяются дискурсивные практики soft power в области бренд-имиджевой политической коммуникации. В-третьих, будучи способной к когнитивному принуждению к определенному видению реальности, «мягкая сила» активно применяется внутри государства. Вторым концептом является шоу-политика, сформировавшаяся в результате информатизации социальности и становления шоу как специфического социокультурного феномена. Прикладной характер концепта «шоу-политика» реализуется в проведении разного рода политических шоу. К ним относятся: праздничный парад, церемония инаугурации президента, церемония открытия памятника национальному герою, государственному и общественному деятелю, съезд политической партии или общественно-политических организаций, встреча кандидата с избирателями, митинг и шествие. Наконец, из-за активной медиатизации пространства, возникающей благодаря широкому распространению и проникновению средств массовой коммуникации, реализация шоу-политики в России невозможна без СМИ. Обладая силой виртуализации политической реальности, медиадискурс превращает политику в символический идеологический конструкт, характеризующийся активным внедрением в политические коммуникации символических фигур и мифологических образов, сконструированных посредством аудиовизуальных СМИ. Анализ политического медиадискурса позволяет дать качественное объяснение тех идеологических и функциональных зависимостей, которые возникают в результате взаимодействия СМИ с политическими институтами.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Fairclough N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. – London : Longman, 1995. – 266 p. 2. Nye J. S., Jr. Soft Power, Hard Power and Leadership [Electronic resource] / J. S. Nye, Jr. // Harvard Kennedy School : сайт. – http://www.hks.harvard.edu/netgov/files/talks/docs/11_06_06_seminar_Nye_HP_SP_Leadership.pdf. 3. Воробьева Ю. И. Политический медиадискурс и легитимность власти : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Ю. И. Воробьева. – М., 2013. – 26 с. 4. Грушевская Т. М. Политический газетный дискурс в аспекте газетного текста / Т. М. Грушевская. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 116 с. 5. Ишменев Е. В. Политический медиадискурс: теория и национальные модели / Е. В. Ишменев. – Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2012. – 128 с. 6. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования / Е. А. Кожемякин // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2010. – № 12(83). Вып. 6. – С. 13–21. 7. Леонова О. Г. Мягкая сила – ресурс внешней политики государств / О. Г. Леонова // Обозреватель – Observer. – 2013. – № 4. – С. 27–40. 8. Малинова О. Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России / О. Ю. Малинова // ПОЛИС. – 2010. – № 2. – С. 90–106. 9. Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике / Дж. Най. – М. : Тренд, 2006. – 397 с. 10. Най Дж. Мягкая сила и американо-европейские отношения [Электронный ресурс] / Дж. Най // Smart Power Journal : сайт. – URL:http://smartpowerjournal.ru/soft-power/. 11. Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция / Г. Рейнгольд. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 416 с. 12. Русакова О. Ф. Концепт мягкой силы (soft power) в современной политической философии / О. Ф. Русакова // Науч. ежегод. Ин-та философии и права Урал. отд-ния РАН. – 2010. – № 10. – С. 173–192. 13. Русакова О. Ф. Концепты, категории и понятия политической коммуникативистики / О. Ф. Русакова // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. – М. : РАПН; РОССПЭН, 2012. – С. 90–131. 14. Русакова О. Ф. Шоу-политика: особенности дискурса / О. Ф. Русакова // Социум и власть. – 2009. – № 4. – С. 36–39. 15. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии : материалы дискуссии / А. И. Соловьев, О. Ю. Малинова, О. В. Гаман-Голутвина, М. В. Ильин, С. Н. Пшизова // ПОЛИС. 2004. – № 4. – С. 28–52. 16. Стеценко Н. М. О соотношении понятий текст – медиатекст – медиадискурс / Н. М. Стеценко // Учен. зап. Тавр. национал. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Соц. коммуникации. – 2011. – Т. 24(63), № 4, ч. 2. – С. 372–378. 17. Сулина О. В. Политический медиадискурс как элемент дискурсивного пространства / О. В. Сулина // Вестн. ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. – 2014. – № 1. – С. 217–222.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The article describes the concepts of new forms of political communication: the «soft power», show politics and media discourse formed from the subject-discursive fields of mass communication, mass culture, political ideology, political marketing, and PR. «Soft power» isa combination of internal and external (socio-cultural) factors of the state, which creates an attractive image of the country arising from social interaction. Today Russian authorities use «soft power» in several ways. Firstly, it is used as an important resource of the macropolitical construction. Secondly, the discursive practice of “soft power” is most widely used in the field of brand-image political communication. Thirdly, being able to force one cognitively to a particular vision of reality, «soft power» is actively used within the state. The second concept is show-politics formed as a result of informatization of sociality, with the show becoming a specific socio-cultural phenomenon. The applied nature of this concept is implemented in arranging various political shows. These include a parade, a ceremony of inauguration of the President, an opening ceremony of the monument to the national hero, statesman and public figure, a convention of the political party or socio-political organizations, a meeting of the candidate with his or her voters, a political protest and a demonstration. Finally, because of active mediatization of the space arising due to wide dissemination and penetration of mass communication, implementation of show-politics in Russia is impossible without the media. Possessing power to virtualize political reality, media discourse transforms politics into a symbolic ideological construct, characterized by active introduction symbolic figures and mythological images constructed through the audiovisual media into political communication. Analysis of political media discourse allows giving a qualitative explanation of the ideological and functional dependencies arising in the result of interaction between the media and political institutions.
Ключевые слова EN
Литература EN