Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Вопрос о сущности феномена религиозного обновления и его влиянии на социум стал широко обсуждаться уже в начале XX в. в связи со стремительным развертыванием в странах христианского и исламского мира процессов социальной модернизации. На рубеже XX–XXI вв. религиозное обновление, как теория и как практика, вновь приобретает особое значение и смысл. В условиях нарастающих социальных изменений, перемен в культуре и науке, неопределенности на рынках морали современные политики, ученые и богословы все больше начинают отводить религии, как одной из наиболее устойчивых форм этоса, решающую роль в преодолении кризиса современной культуры (Д. Белл, К. Доббелере). В то же время это создает новые угрозы и риски, поскольку вопрос о том, что представляет собой та или иная религия в доктринальном плане и способны ли ее институты взять на себя ответственность за легитимацию перемен, является не менее острым. В связи с этим показано, что религиозное обновление современности обусловлено и вырастает из необходимости восстановления «критического партнерства» богословия и философии, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, способных одновременно обогатить религию и культуру и влиять на общественные отношения (Ю. Хабермас, М. Велькер, Дж. Грей). С другой стороны, религиозное обновление современности – это продукт эволюции религиозного фундаментализма и религиозного модернизма, которые во второй половине XX в. раскрылись как амбивалентные феномены, способные активно взаимодействовать друг с другом и сближаться в содержательном плане (М. Марти, Л. Каплан, M. Риезенбродт). В статье делается вывод, что религиозное обновление современности – это одновременно форма религиозного реформаторства, сочетающая в себе элементы различных религиозных и нерелигиозных идеологий и мировоззрений, а также стратегия социального действия религии, вырастающая из этого диалогизма.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Вальденфельс Б. Мотив чужого: сб. : пер. с нем. / Б. Вальденфельс. – Минск : Пропилеи, 1999. – 175 с. 2. Велькер М. Христианство и плюрализм / М. Велькер ; пер. с нем. Д. Бумажного, А. Петровой. – М. : Республика, 2001. – 207 с. 3. Грей Джон. Поминки по Просвещению: политика и культура на закате современности / Д. Грей ; пер. с англ. Л. Е. Переяславцевой [и др.] ; под общ. ред. Г. В. Каменской. – М. : Праксис, 2003. – 368 с. 4. Доббелере К. Двусмысленность отношения религии к глобальному обществу // Религия и культура : рефер. сб. / РАН ИНИОН ; отд. философии; РАГС при Президенте РФ ; каф. религиоведения ; отв. ред. Л. В. Скворцов ; сост. И. В. Девина. – М., 2000. – С. 128–135. 5. Лебедев С. Д. Светско-религиозное взаимодействие в современной России как диалог культур (социально-когнитивный аспект) [Электронный ресурс] / C. Д. Лебедев. – URL: http://www.socionav.narod.ru/monograf/glava3.htm. 6. Левин З. И. Предисловие / З. И. Левин // Фундаментализм. – М. : Ин-т востоковедения РАН ; Крафт+, 2003. – С. 3–12. 7. Мчедлова М. М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции : автореф. дис. ... д-ра полит. наук / М. М. Мчедлова. – М., 2011. – 53 с. 8. Степанова Е. А. Фундаментализм и мания идентичности / Е. А. Степанова // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд. Рос. акад. наук. – 2008. – Вып. 8. – С. 94–116. 9. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопр. философии. – 1992. – № 4. – С. 40–52. 10. Хабермас Ю. Диалектика секуляризации. О разуме и религии : пер. с нем. / Ю. Хабермас, Й. Ратцингер (Бенедикт XVI). – М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. – 112 с. – (Сер. Современ. богословие). 11. Челищев В. И. Фундаментализм и фундаменталисты / В. И. Челищев. – М. : Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2010. – 523 с. 12. Brasher Brenda E. Introduction // Encyclopedia of Fundamentalism / еd. by Brenda E. Brasher. – N. Y. : Routledge, 2001. – Р. 15–18. 13. Marty Martin E. Fundamentalism // Encyclopedia of Science and Religion : in 2 vols. / еd. by J. Wentzel Vrede van Huyssteen. – N. Y. : Macmillan Reference; Thomson Gale, 2003. – Vol. 1. – P. 345–347. 14. Marty Martin E., Appleby Scott R. Conclusion: An Interim Report on Hypothetical Family // The Fundamentalism Project. Vol. 1. Fundamentalisms Observed / ed. by Martin E. Marty and R. Scott Appleby. – Chicago : University of Chicago Press, 1991. – Р. 814–842. 15. Meyer T. Identity Mania: Fundamentalism and the Politicization of Cultural Differences. – London & N. Y. : Zed Books, 2001. – 125 p. 16. Riesebrodt M. Die fundamentalistische Erneuerung der Religionen // Fundamentalismus. Politisierte Religionen / hrsg. von Kilian Kindelberger. – Potsdam : Brandenburgische Landeszentrale fur politische Bildung. 2004. – P. 10–27. 17. Walke A. Fundamentalism and Modernity: the Restoration Movement in Britain // Studies in Religious Fundamentalism // Studies in Religious Fundamentalism / ed. by L. Caplan. – Albany : State University of New York Press, 1987. – P. 195–210.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The problem of essence of the religious renovation phenomenon and its influence upon the society became a point of wide discussion as early as in the beginning of the 20th century in connection with the rapid development of the social modernization processes in the Christian and Islamic countries. At the turn of the 20th–21st centuries religious renovation as theory and practice again takes on a special importance and significance. Under the conditions of growing social changes in culture and science and uncertainty in the moral markets modern politicians, scientists and theologians begin to assign religion being one of the most stable ethical forms a decisive role in overcoming the crisis of the modern culture (D. Bell, K. Dobbelaere). At the same time it creates new threats and risks, because the question of what one or another religion is like doctrinally and whether its institutions are able to take the responsibility for the legitimization of the changes is not less acute. In this connection the article shows that modern religious renovation is conditioned by and grows out of the necessity of restoring “critical partnership” of theology and philosophy, the dialogue of religious and non-religious worldviews that are able to enrich religion and culture and at the same time to influence social relations (J. Habermas, M. Welker, J. Gray). On the other hand, modern religious renovation is a product of the evolution of the religious fundamentalism and religious modernism which came out as ambivalent phenomena able to actively interact with each other and to come closer as regards to their content in the second half of the 20th century (M. Marty, L. Caplan, M. Riesebrodt). The author comes to a conclusion that modern religious renovation is both a form of religious reformation combining elements of different religious and non-religious ideologies and worldviews and a strategy of the social religious action growing out of this dialogic philosophy.
Ключевые слова EN
Литература EN