Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU В конце XVII – XVIII в. в Прибайкалье шло становление православных приходов. К 1800 г. их было уже 83. По числу верующих они незначительно отличались от общероссийских, но имели ряд региональных особенностей. Прежде всего это значительный охват территории и разбросанность поселений, при этом в приходском центре проживало лишь 40–55 % верующих. Остальные прихожане проживали в близлежащих деревнях, заимках или улусах. Единственными компактными приходами можно считать приходы Иркутска. Структурно число дворов среднего прихода было небольшим – 60 % являлись одноприходными (до 150 дворов). При этом на 1 двор приходилось в среднем 9–10 жителей. В сословном составе прихода удельный вес дворянства и чиновничества был ничтожным, а в сельских приходах отсутствовал. Тем самым не было давления на приходскую общину со стороны вотчинников, что характерно для Европейской России. Приходы-вотчины сложились только при монастырских владениях, а после реформы 1764 г. и они подверглись реорганизации. Во многих приходах Прибайкалья имелось коренное население, что являлось следствием миссионерской деятельности православного духовенства и культурного сближения с русскими поселенцами.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Баловнев Д. А. Низший церковный округ в терминологии XIV–XV вв. / Д. А. Баловнев // Церковь в истории России. – М., 1997. – С. 44–50. 2. Баловнев Д. А. Церковные приходы и приходское духовенство на Руси в XIV–XV вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Д. А. Баловнев. – М., 1998. – 24 с. 3. ГАИО (Государственный архив Иркутской области). Ф. 50 (Иркутская духовная консистория). Оп. 1. Д. 1(2). 4. ГАИО. Оп. 1. Д. 19. 5. ГАИО. Оп. 1. Д. 57. 6. ГАИО. Оп. 1. Д. 211. 7. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 491. 8. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д.501. 9. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 509. 10. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 514. 11. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 546. 12. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 567. 13. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 570. 14. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 646. 15. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 666. 16. ГАИО. Ф. 50. Оп. 3. Д. 1. 17. ГАИО. Ф. 50. Оп. 3. Д. 15. 18. ГАИО. Ф. 50. Оп. 3. Д. 102. 19. ГАИО. Ф. 50. Оп. 3. Д. 221. 20. ГАИО. Ф. 50. Оп. 3. Д. 222. 21. ГАИО. Ф. 50. Оп. 3. Д. 223. 22. ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 36. 23. ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 37. 24. ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 53. 25. ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 60. 26. ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 62. 27. Дулов А. В. Иркутская епархия в XVIII – начале ХХ в. Деятели, события, факты / А. В. Дулов // Апостол Аляски. – Иркутск, 1998. – С. 16–26. 28. Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII в. / Н. Д. Зольникова. – Новосибирск : Наука, 1990. – 291 с. 29. Мелетий. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края / архим. Мелетий. – Казань : [б. и.], 1875. 30. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. – СПб., 1879. – Т. 2. – Ч. 1. – № 756. 31. Описание Иркутского наместничества 1792 г. – Новосибирск : Наука, 1988. – 254 с. 32. Покровский И. М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы / И. М. Покровский. – Т. 2. – Казань : [б. и.], 1913. – Приложения. 33. Санников А. П. Первые архиереи Иркутской епархии / А. П. Санников // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. – 2013. – № 2 (11). – С. 314–320.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN At the end of XVII–XVIII centuries Orthodox parishes were in the process of their making in the Baikal Region. By 1800 there were 83 of them. Their number of believers didn’t much differ from that of national, but they had a number of peculiarities. First of all it was wide territory coverage and scattered settlements, with only 40–55 % of believers living in a parish center. The rest of believers occupied nearby villages, hunters’ lodges, and nomad camps. The only densely populated parishes were Irkutsk ones. On the average a number of households of a perish was not large – 60 % were with single parish (up to 150 households). And 9–10 people were accounted for by 1 household. From the point of estates composition proportion of nobility and officialdom was insignificant, and there was no one in rural parishes. Thus there was no pressure upon parish community on the part of patrimonial estate holders, which was characteristic for European part of Russia. Parishes-estates were only under abbey steads, and after the 1764 reform they were reorganized. In many Baikal Territory parishes there were indigenous people as a result of missionary work of Orthodox clergy and cultural rapprochement with Russian settlers.
At the end of XVII–XVIII centuries Orthodox parishes were in the process of their making in the Baikal Region. By 1800 there were 83 of them. Their number of believers didn’t much differ from that of national, but they had a number of peculiarities. First of all it was wide territory coverage and scattered settlements, with only 40–55 % of believers living in a parish center. The rest of believers occupied nearby villages, hunters’ lodges, and nomad camps. The only densely populated parishes were Irkutsk ones. On the average a number of households of a perish was not large – 60 % were with single parish (up to 150 households). And 9–10 people were accounted for by 1 household. From the point of estates composition proportion of nobility and officialdom was insignificant, and there was no one in rural parishes. Thus there was no pressure upon parish community on the part of patrimonial estate holders, which was characteristic for European part of Russia. Parishes-estates were only under abbey steads, and after the 1764 reform they were reorganized. In many Baikal Territory parishes there were indigenous people as a result of missionary work of Orthodox clergy and cultural rapprochement with Russian settlers.
Ключевые слова EN
Литература EN