Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Для выявления реальной соотнесенности двух родственных дисциплин мы делаем попытку описать организации на основе участия в них индивидов и групп, выполняющих различные экономические и в то же время организационные роли. Востребованность такого подхода предопределяется как минимум двумя обстоятельствами. С одной стороны, роль служит той нормативно обоснованной «единицей» организации, за эффективное исполнение предписаний которой часто осуществляется материальное вознаграждение, а за особыми успехами в реализации следуют премии и бонусы. С другой стороны, роль не мыслится без взаимодействия с другими ролями, и именно их интерактивная целостность представляет собой структуру организации. Статья отражает наш взгляд на содержание и структуру шести наиболее значимых и регулярно «выполняемых» каждым человеком экономических ролей личности (6П) потребитель, производитель, предприниматель, продавец, покупатель, плательщик налогов. Кроме того, показано значение в общих процессах взаимодействия ролей политиков, правоприменителей и психологов. О том, что освоение и исполнение каждой из названных экономических ролей можно и нужно рассматривать как специфический процесс, говорит, к примеру, наличие внутренних конфликтов личности при единовременной реализации собственных «разнонаправленных» ролей: «купил бы (покупатель и потребитель), но надо экономить для развития бизнеса (предприниматель)», «продал бы (продавец), но самому нужно для дела (производитель)». Аналогии также заключаются в экологическом содержании конфликтов между гражданскими позициями руководителя (нужно добиваться сокращений вредных выбросов) и корыстными интересами бизнесмена (но это стоит слишком дорого).
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Блау П. М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты. – М. : МГУ, 1994. – С. 8–30. 2. Бурменко Т. Д. Психологизация экономики: объективная необходимость современной хозяйственной жизни // Психология в экономике и управлении. – 2009. – №1. – С. 18–24. 3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – 805 с. 4. Журавлев А. Л. Междисциплинарность экономической психологии и критерии оценки ее состояния // Психология в экономике и управлении. – 2009. – № 1. – С.11–17. 5. Журавлев А. Л. Экономическая психология в контексте современной психологической науки // Проблемы экономической психологии. Т. 1. – М. : ИП РАН, 2004. – С. 3–24. 6. Карнышев А. Д. Человек и собственность / А. Д. Карнышев, Т. Д. Бурменко, Е. А. Иванова. – Иркутск : БГУЭП, 2006. – 362 с. 7. Карнышев А. Д. Психология деятельности и управления / А. Д. Карнышев, Е. А. Иванова. – Иркутск : ИГЭА, 2004. – 212 с. 8. Карнышев А. Д. Организационно-психологические вопросы применения поощрений и наказаний на производстве / А. Д. Карнышев. – Иркутск : ИГПИ, 1982. – 64 с. 9. Коваль Т. Б. Религия и экономика: Труд, собственность, богатство / Т. Б. Коваль. – М. : Издат. дом Высш. шк. экономики, 2014. – 349 с. 10. Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл. – М. : Эксмо, 2008. – 832 с. 11. Организационная психология / под ред. П. К. Власова [и др.]. – СПб. : СПбГУ, 2008. – 480 с. 12. Позняков В. П. Экономическая психология в России XXI века. Теоретические проблемы и эмпирические исследования // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции : материалы десятой юбил. междунар. науч.-практ. конф. / ред. А. Д. Карнышев. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. – С. 41–69. 13. Позняков В. П. Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству / В. П. Позняков, Т. С. Вавакина // Психология в экономике и управлении. – 2009. – №1. – С. 51–64. 14. Проблемы экономической психологии. Т. 1, 2 / ред.: А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. – М. : ИП РАН, 2004. – 620 с. 15. Райзберг Б. А. Словарь современных экономических терминов / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. – 5-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 480 с. 16. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. – М. : Проспект, 2008. – 512 с. 17. Серкин В. П. Структуры и функции образа мира в практической деятельности : автореф. дис. … д-ра психол. наук / В. П. Серкин. – М. : МГУ, 2005. – 42 с. 18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Классика экономической мысли: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 77–403. 19. Тард Г. Социальная логика / Г. Тард. – СПб., 1996. – 553 с. 20. Управление – это наука и искусство / А. Файоль [и др.]. – М. : Республика, 1992. – 351 с. 21. Уотсон Р. Файлы будущего: история следующих 50 лет / P. Уотсон. – М. : ЭКСМО, 2011. – 352 с. 22. Ушаков Д. В. Компетенции, креативность и предприимчивость как основа инновационных потенциалов личности и группы / Д. В. Ушаков, А. Д. Карнышев // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции : материалы десятой юбил. междунар. науч.-практ. конф. / ред. А. Д. Карнышев. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. – С. 378–392. 23. Фромм Э. Иметь или быть / М. Фромм. – М. : Ювентус, 1986. – 430 с. 24. Штроо В. А., Кольцова Е. А. Work life Balance, есть ли жизнь после работы? / В. А. Штроо, Е. А. Кольцова // Психология в экономике и управлении. – 2012. – № 2 (8). – С. 30–37. 25. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия / И. Шумпетер. – М. : Экономика, 1995. – Ч. 1, 2. 26. Элвессон М. Организационная культура / М. Элвессон. – Харьков : Гуманит. центр, 2005. – 460 с.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The paper presents an attempt to describe organizations in terms of drawing in individuals and groups playing different economic and at the same time organizational roles to reveal real correlation of two allied disciplines. Relevance of this approach is predetermined by at least two things. On the one hand, the role is the kind of normatively validated organization «entity», and compliance with its prescriptions is economically rewarded and successful realization of these prescriptions is rewarded with bonuses. On the other hand the role can’t do without other roles, and it is this interactive integrity of the roles that presents the structure of an organization. The paper reflects the viewpoint on the content and structure of six most significant roles that individualsregularly perform: consumer, producer, entrepreneur, sales person, buyer, and tax payer. Importance of roles of politicians, psychologists and law enforcers in interaction processes is also showed. Mental conflict while performing differently directed roles means that performing each of these economic roles should be considered as a specific process: «I would buy(consumer and buyer), but I have to save to grow my business (entrepreneur)», «I would sell (sales person), but I need it for my business (producer)». Parallels are in ecological content of the conflicts between chief’s civic-mindedness (I must reduce polluting emissions) and entrepreneur’s profit motives (but it costs too much).
Ключевые слова EN
Литература EN