Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Изложены результаты исследования зооморфной скульптуры в виде головы лося из 6-го культуросодержащего уровня многослойного местонахождения Усть-Ёдарма II – одного из опорных голоценовых объектов Северного Приангарья. Изображение головы лося – один из распространенных мотивов в мелкой пластике таежной и лесотундровой зон Евразии. Лось становится в эпоху голоцена основным промысловым животным на территории Сибири, играя определяющую роль в экономическом развитии древних обществ. Особое место лося в жизни древнего человека нашло отражение в культуре, мировоззрении и верованиях, сформировав культ лося. Все это проявилось в наскальных и скульптурных изображениях из рога, кости, камня, керамики, дерева, металла. Все известные скульптурные изображения лосей были зафиксированы в сопроводительном инвентаре человеческих погребений. Зооморфная скульптура из Усть-Ёдармы II обнаружена на стояночном комплексе и, вероятно, имеет ритуальный характер. Находка скульптурного изображения в виде головы лося в данном контексте явление уникальное и не имеющее аналогов.
Изложены результаты исследования зооморфной скульптуры в виде головы лося из 6-го культуросодержащего уровня многослойного местонахождения Усть-Ёдарма II – одного из опорных голоценовых объектов Северного Приангарья. Изображение головы лося – один из распространенных мотивов в мелкой пластике таежной и лесотундровой зон Евразии. Лось становится в эпоху голоцена основным промысловым животным на территории Сибири, играя определяющую роль в экономическом развитии древних обществ. Особое место лося в жизни древнего человека нашло отражение в культуре, мировоззрении и верованиях, сформировав культ лося. Все это проявилось в наскальных и скульптурных изображениях из рога, кости, камня, керамики, дерева, металла. Все известные скульптурные изображения лосей были зафиксированы в сопроводительном инвентаре человеческих погребений. Зооморфная скульптура из Усть-Ёдармы II обнаружена на стояночном комплексе и, вероятно, имеет ритуальный характер. Находка скульптурного изображения в виде головы лося в данном контексте явление уникальное и не имеющее аналогов.
Ключевые слова RU
Литература RU Базалийский В. И. Могильник эпохи раннего неолита Локомотив (особенности ритуала захоронений) / В. И. Базалийский, Н. А. Савельев // Известия Лаборатории древних технологий. – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2008. – Вып. 6. – С. 7–27. Георгиевская Г. М. Китойская культура Прибайкалья / Г. М. Георгиевская. – Новосибирск : Наука, 1989. – 152 с. Георгиевская Г. М. Предметы искусства из неолитических погребений могильника Усть-Белая / Г. М. Георгиевская // Изв. / СО АН СССР. Сер. обществ. наук. – Новосибирск, 1979. – № 6, вып. 2. – С. 77–82. Дударёк С. П. Многослойное геоархеологическое местонахождение Усть-Ёдарма II в Северном Приангарье (по материалам спасательных работ 2010 г.) / С. П. Дударёк, Д. Н. Лохов // Археология, этнография, палеоэкология Северной Евразии: проблемы, поиск, открытия. – Красноярск, 2011. – С. 115–117. Косарев М. Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда / М. Ф. Косарев. – М. : Наука, 1991. – 302 с. Лохов Д. Н. К проблеме сохранения объектов археологического наследия в зоне строительства Богучанской ГЭС / Д. Н. Лохов // Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций. – Барнаул : Азбука, 2008. – С. 39–40. Лохов Д. Н. Многослойное геоархеологическое местонахождение Усть-Ёдарма II в Северном Приангарье (по материалам спасательных работ 2009 г.) / Д. Н. Лохов // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология. – Иркутск : Оттиск, 2010. – С. 152–153. Михайлов Ю. И. Охота на копытных в начале II тыс. до н. э. на юге Западной Сибири и в Южном Зауралье / Ю. И. Михайлов // Хозяйственно-культурные традиции Алтая в эпоху бронзы. – Барнаул : Слово, 2010. – С. 59–65. Николаев В. С. Петроглифы Кудинской долины / В. С. Николаев, Л. В. Мельникова. – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2008. – 170 с. Окладников А. П. Ленские писаницы. Наскальные рисунки у деревни Шишкино / А. П. Окладников, В. Д. Запорожская. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1959. – 200 с. Окладников А. П. Лоси на Долгом пороге: (Периодизация нижнеангарских наскальных изображений) / А. П. Окладников // СЭ. – 1974а. – № 3. – С. 53–59. Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья / А. П. Окладников. – М., Л. : Наука, 1950. – Ч. 1, 2. – 412 с. Окладников А. П. Новые наскальные рисунки на Дубынинском-Долгом пороге (Ангара) / А. П. Окладников // Древние культуры Приангарья. – Новосибирск : Наука, 1978. – С. 160–191. Окладников А. П. Петроглифы Ангары / А. П. Окладников. – М., Л. : Наука, 1966. – 322 с. Окладников А. П. Петроглифы Байкала – памятники древней культуры народов Сибири / А. П. Окладников. – Новосибирск : Наука, 1974б. – 125 с. Окладников А. П. Петроглифы Верхней Лены / А. П. Окладников. – Л. : Наука, 1977. – 323 с. Окладников А. П. Удивительные звери острова Ушканьего и периодизация петроглифов Приангарья / А. П. Окладников, Р. С. Васильевский // Первобытное искусство. – Новосибирск : Наука, 1976. – С. 47–55. Окладников А. П. Шишкинские писаницы. Памятники древней культуры Приангарья / А. П. Окладников. – Иркутск : Иркут. кн. изд-во, 1959. – 210 с. Результаты спасательных работ на местонахождениях Усть-Ёдарма I–III в зоне затопления Богучанской ГЭС в 2010 году / Е. А. Липнина, Д. Н. Лохов, Г. И. Медведев, В. М. Новосельцева, Е. О. Роговской // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН. – Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2010. – Т. 16. – С. 538–541. Северное Приангарье. Введение в плейстоценовую археологию / Г. И. Медведев, Е. О. Роговской, Е. А. Липнина, Д. Н. Лохов, С. П. Таракановский // Вузовская научная археология и этнология Северной Азии. Иркутская школа 1918–1937 гг. : материалы всероссийского семинара, посвященного 125-летию Бернгарда Эдуардовича Петри (Иркутск, 3–6 мая 2009 г.). – Иркутск : Амтера, 2009. – С. 298–309. Студзицкая С. В. Скульптура эпохи ранней бронзы на Верхней Ангаре (по материалам могильника Шумилиха) / С. В. Студзицкая // Бронзовый век Приангарья. – Иркутск : Иркут. ун-т, 1981. – С. 38–50. Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР / А. А. Формозов. – М. : Наука, 1980. – 136 с. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. – М. : Наука, 1987. – 472 с. Lokhov Dmitrii. New date from Kata-Yodarma region of the Northen Angara basin // Siberia and Japan in the Late Paleolithic Period. Adaptive Strategies of Humans in the Last Glacial Period. – Tokyo : Keio University, 2010. – P. 71–76.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The article contains the results of a study of a zoomorphic figurine (a head of an elk) from the 6th cultural level of the Ust`-Yodarma II multilayer site. Ust’-Yodarma II is considered to be a defining site for the Holocene of the Northern Angara region. Elk depictions are among the most widespread forms of mobile art in the taiga and tundra forest zones of Eurasia. During the Holocene, elk became the main game animal in Siberia, playing a decisive role in the economic development of ancient societies. The specific place of elk in the lifestyle of ancient societies was represented in culture, worldview and beliefs, forming what might be called “the cult of the elk.” This also led to the creation of petroglyphic and sculptural depictions of elks from horn, bone, stone, ceramic, wood and metal. All previous sculptural portrayals of elks were found in association with human burials. In contrast, the zoomorphic figurine from the Ust`-Yodarma II was found in a multilayer site, and likely held a sacred character. The finding of a sculptural portrayal of an elk in this context is unprecedented.
The article contains the results of a study of a zoomorphic figurine (a head of an elk) from the 6th cultural level of the Ust`-Yodarma II multilayer site. Ust’-Yodarma II is considered to be a defining site for the Holocene of the Northern Angara region. Elk depictions are among the most widespread forms of mobile art in the taiga and tundra forest zones of Eurasia. During the Holocene, elk became the main game animal in Siberia, playing a decisive role in the economic development of ancient societies. The specific place of elk in the lifestyle of ancient societies was represented in culture, worldview and beliefs, forming what might be called “the cult of the elk.” This also led to the creation of petroglyphic and sculptural depictions of elks from horn, bone, stone, ceramic, wood and metal. All previous sculptural portrayals of elks were found in association with human burials. In contrast, the zoomorphic figurine from the Ust`-Yodarma II was found in a multilayer site, and likely held a sacred character. The finding of a sculptural portrayal of an elk in this context is unprecedented.
Ключевые слова EN
Литература EN