Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Данная статья является частью исследования «Феномен русской святости (теоретико-методологический аспект)». Анализ структуры и содержания типоса «Святой» в русле учения Иоанна Златоуста о типосах позволяет нам обозначить вертикальную структуру типоса «Святой» и функциональный ряд понятий, характеризующих религиозно-философский концепт святости. Используя выделенный Златоустом типологический метод, в объеме статьи мы пунктирно излагаем понятия, схематично отражающие связь вертикального функционального ряда: Бог – Святой – Пророк – Праведник. Эта связь реализуется посредством строгого следования методу: аскетико-мистической практике, разработанной и осмысленной подвижниками-исихастами. Впоследствии данный метод был закреплен догматом, что преображение и обожение возможно, на Поместном соборе в 1351 г. В результате проведенного анализа предлагается дефиниция типоса: типос – это философское понятие, обозначающее идеальную цель, форму и смысловую направленность религиозного сознания индивида, степень онтологической укорененности верующего адепта традиции. «Тонкая структура» типоса «Святой» и содержание его смыслового ядра, характеризуется тем, что данная структура представляет собой иерархично организованные формы религиозного опыта. Содержание религиозного опыта определяет его место в иерархии структуры, уровни которой отличаются сложностью и содержат в «свернутой» форме достигнутое в составе всех предшествующих ступеней. Смысловое ядро типоса «Святой» – это упорядоченно сменяющие друг друга типы самоорганизации деятельности сознания, более того, финал этой специфичной деятельности, каковой является теологическая самоидентификация личности. Предлагаемое исследование структур и содержаний типосов религиозного опыта человека, по сути форм богословия, в очень немногих пунктах может опереться на результаты готовых работ, и по этой причине является, на наш взгляд, долгосрочной программой будущих исследований, позволяющей создать философский концепт Человека третьего тысячелетия с учетом динамики его религиозного измерения.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М. : Издат. Совет Рус. православ. церкви, 2008. – 1376 с. 2. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 2 т. Т. 1. – СПб. : [б. и.], 1898–1906. – М. : Репринт, 1991–2004. – 520 с. 3. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. 5 т. Ч. 1. – СПб. : [б. и.], 1898–1906. – М. : Репринт, 1991–2004. – 412 с. 4. Максутов И. Х. Хайдегер и Златоуст // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 2008. – № 4. – С. 26–38. 5. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы / С. С. Хоружий. – М. : Изд-во гуманит. лит., 1998. – 352 с.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The article represents a part of research “Phenomenon of Russian saintdom (theoretical and practical aspect)”. Analysis of the structure and content of the Type of Constans “Saint” within the framework of the doctrine by St. John Chrysostom on Typos enables the authors to define the vertical structure of the Type of Constans “Saint”, as well as certain concepts, which characterize the religious and philosophical concept of saintdom. Applying a typological method of Chrysostom, the authors set out the concepts, which reflect schematically the relation of vertical series of functions: God – Holy – Prophet – Righteous. This relation is realized by means of strict adherence to the method: ascetics and mystical practices developed and understood by ascetics Hesychasts. Later, that method was confirmed by a dogma on the possibility of transformation and Theosis at the Local Council in 1351. The analysis resulted in defining proposed definition the Type of Constans: Type of Constans is a philosophical concept that refers to the ideal goal, shape and semantic orientation of the religious consciousness of an individual, the degree of ontological rootedness of a believer, a tradition adept. The “fine structure” of the Type of Constans “Saint” and its conceptual core, is characterized by the fact that this structure is hierarchically organized forms of religious experience. The content of religious experience determines its place in the hierarchy structure, which levels differ by complexity and contain in a «compressive» form reached during the previous steps. The conceptual core of the Type of Constans “Saint” is arranged successive types of self-conscious activity, moreover, it is the ending of this specific activity, which is the theological self-identification. This study of structures and content of the Type of Constans of man’s religious experience, in fact – forms of theology, can be based in a very few paragraphs on the results of finished works. For that reason, from the authors’ viewpoint is a long-term program for future research that allows to create a philosophical concept of the third millennium Man with regard to dynamics of his religious dimension.
Ключевые слова EN
Литература EN