Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU В статье исследована модель стратегического взаимодействия компаний на рынке количественной олигополии, если помимо конкурентов, максимизирующих прибыль по Курно, появляются компании, ориентирующиеся исключительно на сложившуюся на рынке цену и выбирающие объемы поставок продукции из равенства цены и предельных издержек. Причиной этого может стать как недоступность информации об отраслевом спросе и издержках конкурентов, так и неучет фирмой собственного влияния на параметры рыночного равновесия или просто интуитивное стремление к упрощению стратегического поведения. Несмотря на кажущуюся недальновидность, такое поведение в некоторых ситуациях может даже увеличить прибыли ценополучателей, поскольку стратегические конкуренты подстраивают свое поведение под изменившиеся условия функционирования рынка. Проанализирован случай линейного спроса и симметричных фирм, характеризующихся квадратичными издержками. Продемонстрировано, что ценополучатели расширяют производство не только сильнее стратегических конкурентов, но и сильнее лидера по Штакельбергу. В то же время, прибыль в результате перехода в состав ценополучателей может как вырасти, так и упасть, что зависит от параметров рынка, в частности наклона функции спроса и скорости увеличения предельных издержек. Показано, что вероятность того, что ценополучателем становиться выгодно, невелика, но увеличивается на большом рынке с неэластичным спросом и большим числом фирм, издержки которых растут медленно. Ценополучателей при этом должно быть мало, в идеале — единственный.
В статье исследована модель стратегического взаимодействия компаний на рынке количественной олигополии, если помимо конкурентов, максимизирующих прибыль по Курно, появляются компании, ориентирующиеся исключительно на сложившуюся на рынке цену и выбирающие объемы поставок продукции из равенства цены и предельных издержек. Причиной этого может стать как недоступность информации об отраслевом спросе и издержках конкурентов, так и неучет фирмой собственного влияния на параметры рыночного равновесия или просто интуитивное стремление к упрощению стратегического поведения. Несмотря на кажущуюся недальновидность, такое поведение в некоторых ситуациях может даже увеличить прибыли ценополучателей, поскольку стратегические конкуренты подстраивают свое поведение под изменившиеся условия функционирования рынка.
Проанализирован случай линейного спроса и симметричных фирм, характеризующихся квадратичными издержками. Продемонстрировано, что ценополучатели расширяют производство не только сильнее стратегических конкурентов, но и сильнее лидера по Штакельбергу. В то же время, прибыль в результате перехода в состав ценополучателей может как вырасти, так и упасть, что зависит от параметров рынка, в частности наклона функции спроса и скорости увеличения предельных издержек. Показано, что вероятность того, что ценополучателем становиться выгодно, невелика, но увеличивается на большом рынке с неэластичным спросом и большим числом фирм, издержки которых растут медленно. Ценополучателей при этом должно быть мало, в идеале — единственный.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Авдашева С. Б. Теория организации отраслевых рынков / С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова. – М. : Магистр, 1998. 2. Айзенберг Н. И. Математические модели спотовых рынков электроэнергетики / Н. И. Айзенберг, М. А. Киселева // Тр. конф. «Устойчивое развитие российских регионов: инновации, институты и технологические заимствования». – Екатеринбург : УрГУ, 2010. – С. 9–15. 3. Вурос А. Д. Экономика отраслевых рынков / А. Д. Вурос, Н. М. Розанова. – М. : ТЕИС, 2000. 4. Методы оптимальных решений в экономике и финансах / И. А. Александрова, В. М. Гончаренко, И. Е. Денежкина, В. В. Киселев, В. Ю. Попов, Д. С. Набатова, И. Г. Шандра, А. Б. Шаповал. – М. : Кнорус, 2014. 5. Зоркальцев В. И. Сетевая модель рыночного согласования / В. И. Зоркальцев, И. В. Мокрый // Тр. VI Моск. междунар. конф. по исследованию операций. – М. : МАКС Пресс, 2010. – С. 29–31. 6. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков / Л. Кабраль. Минск : Новое знание, 2003. 7. Филатов А. Ю. Математические модели несовершенной конкуренции / А. Ю. Филатов, Н. И. Айзенберг. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. 8. Филатов А. Ю. Неоднородность и ее учет при принятии экономических решений / А. Ю. Филатов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. 9. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными / А. Яковлев, В. Голикова, К. Гончар, Б. Кузнецов. – М. : НИУ ВШЭ, 2008. 10. Baumol W. On the Theory of Oligopoly / W. Baumol // Economica. - 1958. - N 25. – P. 187–198. 11. Belleflamme P. Industrial Organization. Markets and Strategies / P. Belleflamme, M. Peitz. – Cambridge University Press, 2010. 12. Carlton D. Modern Industrial Organization / D. Carlton, J. Perloff. – Addison-Wesley, 2000. 13. Cournot A. Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des Richesses / A. Cournot. – 1838. 14. Fershtman Ch. Internal Organizations and Managerial Incentives as Strategic Variables in Competitive Environment / Ch. Fershtman // International Journal of Industrial Organization. – 1985. – N 3. – P. 245–253. 15. Fershtman Ch. Equilibrium Incentives in Oligopoly / Ch. Fershtman, K. Judd // American Economic Review. – 1987. – N 5(77). – P. 927–940. 16. Filatov A. Trade-off between competition and increased returns to scale at industrial markets: equilibrium and effective number of firms / A. Filatov, Ya. Makolskaya // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basics and innovative approach. - Titusville, FL, USA: L&L Publishing, 2012. – P. 51–55. 17. Klemperer P. Supply Function Equilibria in Oligopoly under Uncertainty / P. Klemperer, M. Meyer // Econometrica. – 1989. – N 6(57). – P. 1243–1277. 18. MasColell A. Microeconomic Theory / A. MasColell, M. Whinston, J. Green. – Oxford University Press, 1995. 19. Shy O. Industrial Organization: Theory and Applications / O. Shy. – MIT Press, 1995. 20. Tirole J. The Theory of Industrial Organization / J. Tirole. – MIT Press, 1988.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The paper considers the model of strategic interaction of firms at the quantity oligopoly market. There are several price-makers maximizing profits using the Cournot strategy, and also several price-takers obtaining outputs from the equivalence of price and marginal costs. The second strategy can be used due to some rational reasons, for example, unavailability of demand function, and competitors’ cost functions essential for reaction curves construction, or due to misunderstanding of its own market power and influence on the equilibrium parameters. Myopic behavior decreases profits comparing to Cournot firms if occurs unilaterally. But the competitors will adapt, and it can unexpectedly make the second strategy effective. The paper analyses the case of linear demand and symmetric firms with quadratic costs. It’s shown that prace-takers’ output is even greater than the output of the Stackelberg leader. The profit can be greater or lower than the original price-makers profits. It depends on the market parameters include the price elasticity of demand and the rate of marginal costs increasing. It’s shown that the probability for price-taker strategy to be efficient is not big, but increases at a large market with inelastic demand and many firms with slowly increasing marginal costs. It’s better for price-taker to be the only one firm with such a strategy.
The paper considers the model of strategic interaction of firms at the quantity oligopoly market. There are several price-makers maximizing profits using the Cournot strategy, and also several price-takers obtaining outputs from the equivalence of price and marginal costs. The second strategy can be used due to some rational reasons, for example, unavailability of demand function, and competitors’ cost functions essential for reaction curves construction, or due to misunderstanding of its own market power and influence on the equilibrium parameters. Myopic behavior decreases profits comparing to Cournot firms if occurs unilaterally. But the competitors will adapt, and it can unexpectedly make the second strategy effective. The paper analyses the case of linear demand and symmetric firms with quadratic costs. It’s shown that prace-takers’ output is even greater than the output of the Stackelberg leader. The profit can be greater or lower than the original price-makers profits. It depends on the market parameters include the price elasticity of demand and the rate of marginal costs increasing. It’s shown that the probability for price-taker strategy to be efficient is not big, but increases at a large market with inelastic demand and many firms with slowly increasing marginal costs. It’s better for price-taker to be the only one firm with such a strategy.
Ключевые слова EN
Литература EN 1. Avdasheva S.B., Rozanova N.M. The Theory of Industrial Organization(in Russian). M., Magistr, 1998. 2. Aizenberg N.I., Kiseleva M.A. Mathematical Models of the Spot Electro-Energy Markets (in Russian). The Proceedings of the Conference «Sustainable Development of the Russian Regions: Innovations, Institutes, and Technological Absorbtion». Ekaterinburg, UrFU, 2010, pp.9-15. 3. Vuros A.D., Rozanova N.M. Industrial Economics (in Russian). M., TEIS, 2000. 4. Aleksandrova I.A., Goncharenko V.M., Denezhkina I.E., Kiselev V.V., Popov V.Yu., Nabatova D.S., Shandra I.G., Shapoval A.B. Methods of optimal decisions in economics and finance. M., Knorus, 2014. 5. Zorkaltsev V.I., Mokryj I.V. Network Model of the Market Coordination (in Russian). The Proceedings of VI Moscow International Conference on Operation Research. M., MAKS Press, 2010, pp. 29-31. 6. Kabral L. Industrial Organization (in Russian). Minsk, Novoe Znanie, 2003. 7. Filatov A.Yu., Aizenberg N.I. Mathematical Models of Imperfect Competition (in Russian). Irkutsk, ISU, 2012. 8. Filatov A.Yu. Heterogeneity and its impact on the Economic Decision Making (in Russian). Irkutsk, ISU, 2013. 9. Yakovlev A., Golikova V., Gonchar K., Kuznetsov B. Russian Industry at the Crossroads: what Prevents our Firms to Become Competitive (in Russian). M., NRU HSE, 2008. 10. Baumol W. On the Theory of Oligopoly. Economica, 1958, no 25, pp. 187-198. 11. Belleflamme P., Peitz M. Industrial Organization. Markets and Strategies Cambridge University Press, 2010. 12. Carlton D., Perloff J. Modern Industrial Organization. Addison-Wesley, 2000. 13. Cournot A. Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des Richesses. 1838. 14. Fershtman Ch. Internal Organizations and Managerial Incentives as Strategic Variables in Competitive Environment. International Journal of Industrial Organization, 1985, no 3, pp. 245-253. 15. Fershtman Ch., Judd K. Equilibrium Incentives in Oligopoly. American Economic Review, 1987, no 5(77), pp. 927–940. 16. Filatov A., Makolskaya Ya. Trade-off between competition and increased returns to scale at industrial markets: equilibrium and effective number of firms. Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basics and innovative approach, Titusville, FL, USA: L&L Publishing, 2012, pp. 51-55. 17. Klemperer P., Meyer M. Supply Function Equilibria in Oligopoly under Uncertainty. Econometrica, 1989, no 6(57), pp. 1243-1277. 18. MasColell A., Whinston M., Green J. Microeconomic Theory. Oxford University Press, 1995. 19. Shy O. Industrial Organization: Theory and Applications. MIT Press, 1995. 20. Tirole J. The Theory of Industrial Organization. MIT Press, 1988.