Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел РЕЦЕНЗИИ
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU В статье анализируются основные факторы, которые определяли содержание и итоги христианизации коренного населения огромного региона от Енисея до Тихого океана. Незавершенность включения региона в состав России определила малочисленность русского населения, хроническую нехватку приходского духовенства, слабую подготовку миссионеров и проповедников, столкновение интересов РПЦ и центральной светской власти. Произвол местных светских и духовных властей внес свою лепту в утопичность верховной власти, в том числе через поголовную христианизацию, стремление сделать сибирский край неотъемлемой частью России и сформировать российскую всеобщую нацию. Традиционная для русского народа высокая этническая и религиозная терпимость, особенно проявлявшаяся у простолюдинов, и положительная комплементарность ясачных палеазиатов объективно способствовали их постепенному социокультурному сближению, в том числе через христианизацию (к концу ХVIII в. – 20–25 % формально крестившихся). В итоге стихийно сложилась позитивная модель поступательного саморазвития большинства народов и народностей Восточной Сибири.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Асочакова В. Н. Христианизация хакасов в ХVIII в. – 1861 г. (до образования Енисейской епархии) / В. Н. Асочакова. – Абакан, 2008. 2. Быконя Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в ХVIII в. / Г. Ф. Быконя. – Новосибирск : Наука СО, 1981. – С. 102. – Табл. 11. 3. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 50. Оп. 1. Д. 93. 4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера / Л. Н. Гумилев. – М. : Эксмо, 2007. 5. Дулов А. В. Русское православие: вехи истории / А. В. Дулов. – Улан-Удэ, 2000. 6. Мелетий (Якимов) М. К. Православие и устройство духовных дел в Даурии в ХVII–XVIII столетиях // Православный благовестник. – 1896. – № 1, 2, 4, 9–11, 16, 17, 19, 20, 22, 24. 7. Мелетий (Якимов) М. К. Православие и устройство духовных дел в Даурии в ХVII-XVIII столетиях // Православный благовестник. – 1897. – № 1–4, 6–8, 10, 13, 14, 16–24. 8. Мелетий (Якимов) М. К. Православие и устройство духовных дел в Даурии в ХVII–XVIII столетиях // Православный благовестник. – 1900. – № 1–3. 9. Мелетий (Якимов) М. К. Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье, Монголии и Китае) в ХVII и ХVIII столетиях / М. К. Мелетий (Якимов). – Рязань, 1901. 10. Наумова О. Е. Иркутская епархия в ХVIII – середине ХIХ в. / О. Е. Наумова. – Иркутск, 1996. 11. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. – СПб., 1907. – Т. 36 (1746 г.). – № 84. – С. 99–147. 12. Покровский И. М. Русские епархии в ХVI–ХIХ вв. Их открытие, состав и пределы / И. М. Покровский. – Казань, 1913. – С. 217–320. 13. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 756. Оп. 78. Д. 951. Л. 909–914. 14. РГАДА. Ф. 796. Оп. 78. Д. 954. Л. 17–20 об. 15. РГАДА. Ф. 1019. Оп. 1. Д. 35. Л. 4 об.–5. 16. Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в ХVII–ХVIII веках / Л. П. Шорохов. – Красноярск : Изд-во КГУ, 1983. 17. Юрганова И. И. Русская православная церковь в Якутском крае в отечественной историографии» // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. История. – 2015. – Т. 11. – С. 115–125.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The article analyzes the main factors, which determined the process of Christianization of indigenous people, living in a big region from the Enisey to the Pacific Ocean. Unfinished annexation of the region to the territory of Russia caused paucity of Russians, persistent scarcity of perish clergy, lack of trained missionaries and preachers, conflict of interests of the Russian Orthodox Church and Soviet authorities. Abuse of power of the local civil and religious authorities made think of the supreme power as an utopian idea. Even the general Christianization would not be sufficient to make Siberian area an integral part of Russia and consolidate the territory. Strong ethnic and religious tolerance typical for Russian people, commoners in particular, and positive complеmentarity of the ancient Asian peoples, liable to pay fur tributes, gradually brought them closer together, especially through Christianization. At the end of the XVIIIth century there were 20–25 % of Christianized. It resulted in a positive model of further selfdevelopment of most peoples of Eastern Siberia.
Ключевые слова EN
Литература EN