Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Уникальный административный облик сибирского региона был обусловлен полиэтничным составом населения, своеобразием исходных параметров традиционной политической культуры и социальной организации русских крестьян и аборигенов. Закреплению новой территории способствовало использование государством уже апробированной модели взаимоотношений коронной администрации и местного общества, в которой основной упор делался на традиционные институты самоуправления русского населения, взаимовыгодный симбиоз государства и крестьянской общины. Важную роль в процессе социальной адаптации инородческого населения играли русские крестьяне и коронные чиновники. Сибирская «крестьянская программа» первой половины XIX в. вполне вписывалась в большой общеимперский проект «постепенной интеграции составных частей империи и их совместного плавного продвижения по пути модернизации без какого-либо качественного расширения сферы имперской унификации» (С. Каспэ). Со второй половины XIX в. тот же крестьянский вопрос рассматривался уже в рамках новых имперских идеологем, в том числе культурной и национальной инкорпорации. Средством для реализации новых программ русификации крестьянских обществ Сибири являлись, в том числе, административные и сословные преобразования. В центре исследования – проекты реформ и их реализация в отношении традиционных институтов самоуправления сибирских старожилов, переселенцев и инородцев. Крестьянские учреждения являлись главным каналом экспансии современного государства на традиционное общество. Через органы крестьянского самоуправления в традиционную политическую культуру государством привносились элементы не только современного управления, но и так называемой русской модели крестьянской общины. Начиная с программ II Сибирского комитета, государство на сибирской окраине пытается выстраивать единую управленческую структуру, дифференцированно подходя к различным этносам, используя или отвергая сложившиеся традиционные институты самоуправления. В связи с этим сопоставление проектов административной реформы в отношении различных категорий сибирского населения особенно продуктивно, поскольку позволяет не только рассматривать организацию низового звена управления как один из региональных вариантов инкорпорационной политики самодержавия, но и выявлять локальные различия в административном устройстве, определявшиеся спецификой этносоциального и конфессионального развития.
Уникальный административный облик сибирского региона был обусловлен полиэтничным составом населения, своеобразием исходных параметров традиционной политической культуры и социальной организации русских крестьян и аборигенов. Закреплению новой территории способствовало использование государством уже апробированной модели взаимоотношений коронной администрации и местного общества, в которой основной упор делался на традиционные институты самоуправления русского населения, взаимовыгодный симбиоз государства и крестьянской общины. Важную роль в процессе социальной адаптации инородческого населения играли русские крестьяне и коронные чиновники. Сибирская «крестьянская программа» первой половины XIX в. вполне вписывалась в большой общеимперский проект «постепенной интеграции составных частей империи и их совместного плавного продвижения по пути модернизации без какого-либо качественного расширения сферы имперской унификации» (С. Каспэ). Со второй половины XIX в. тот же крестьянский вопрос рассматривался уже в рамках новых имперских идеологем, в том числе культурной и национальной инкорпорации. Средством для реализации новых программ русификации крестьянских обществ Сибири являлись, в том числе, административные и сословные преобразования. В центре исследования – проекты реформ и их реализация в отношении традиционных институтов самоуправления сибирских старожилов, переселенцев и инородцев. Крестьянские учреждения являлись главным каналом экспансии современного государства на традиционное общество. Через органы крестьянского самоуправления в традиционную политическую культуру государством привносились элементы не только современного управления, но и так называемой русской модели крестьянской общины. Начиная с программ II Сибирского комитета, государство на сибирской окраине пытается выстраивать единую управленческую структуру, дифференцированно подходя к различным этносам, используя или отвергая сложившиеся традиционные институты самоуправления. В связи с этим сопоставление проектов административной реформы в отношении различных категорий сибирского населения особенно продуктивно, поскольку позволяет не только рассматривать организацию низового звена управления как один из региональных вариантов инкорпорационной политики самодержавия, но и выявлять локальные различия в административном устройстве, определявшиеся спецификой этносоциального и конфессионального развития.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Арцимович В. А. Описание Сибирского края / В. А. Арцимович // Истор. архив. – 1996. – № 5/6. – С. 192–214. 2. Волчек В. А. Осуществление имперской политики на восточных окраинах России в деятельности Второго Сибирского комитета / В. А. Волчек. – Новосибирск : Сиб. науч. кн., 2006. – 420 c. 3. Государственный архив Томской области. Ф. 3. 4. Государственный Исторический архив Омской области. 5. Дамешек Л. М. Временное положение о крестьянских начальниках 1898 г. и народы Сибири / Л. М. Дамешек // Государственно-правовые институты самодержавия в Сибири : сб. науч. тр. – Иркутск, 1982. – С. 40–49. 6. Земскова Е. Круглый стол «Национализм в имперской России: идеологические модели и дискурсивные практики» [Электронный ресурс] / Е. Земскова // НЛО. – 2002. – № 57. – URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2002/57/zems.html. 7. Каспэ С. И. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика / С. И. Каспэ. – М. : РОССПЭН, 2001. – 256 с. 8. Кузнецов А. С. Второй сибирский комитет / А. С. Кузнецов // Политика царизма в Сибири в XIX – начала XX в. – Иркутск, 1987. – С. 3–21. 9. Миллер А. Русификации: классифицировать и понять / А. Миллер // AbImperio. – 2002. – № 2. – С. 133–148. 10. Миллер А. И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.) / А. И. Миллер. – СПб. : Алетейя, 2000. – 260 с. 11. Очерки истории белорусов в Сибири в XIX–XX вв. : монография / отв. ред. М. П. Костюк, В. А. Ламин. – Новосибирск : РИЦ НГУ, 2001. – 240 с. 12. Прутченко С. М. Сибирские окраины. Областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства. Историко-юридические очерки / С. М. Прутченко. – СПб., 1899. – 410 с. 13. Российский государственный исторический архив. Ф. 1265. 14. Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX – начала XX в. / А. В. Ремнев. – Омск : Изд-во ОмГУ, 1997. – 252 с. 15. Ремнев А. В. «Описание Сибирского края» В. А. Арцимовича / А. В. Ремнев // Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе отечественной истории. – Омск, 1995. – С. 75–78. 16. Ремнев А. В. «Обрусение» азиатских окраин Российской империи: оптимизм и пессимизм русской колонизации / А. В. Ремнев, Н. Г. Суворова // Истор. зап. – М., 2008. – Т. 11(129). – С. 132–179. 17. Смирнов И. Н. Обрусение инородцев и задачи обрусительной политики / И. Н. Смирнов // Истор. вестн. – 1892. – № 3. – С. 763–765. 18. Топчий A. T. Крестьянские реформы в Сибири (1861–1899) / А. Т. Топчий. – Томск : Изд-воТом. ун-та, 1979. – 277 с. 19. Худяков В. Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период / В. Н. Худяков. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 1986. – 263 с.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN Unique administrative appearance of Siberian region has been due to multiethnic population, peculiarity of original elements of traditional political culture, and social organization of Russian peasants and native peoples. Government’s use of the previously tested model of interaction between the “crown” administration and local society, in which traditional institutes of self-administration of the population of Russia and mutually beneficial union of the government and the peasant community was emphasized, greatly contributed to securing new territory. Russian peasantry and “crown” officials played an important part in the process of social adaptation of the foreign-born population. The Siberian “Peasantry program” in the first half of the XIX century fit quite well in a big imperial project of “Gradual integration of the regions of the Empire and their collective smooth promotion towards modernization without any qualitative expansion of the imperial unification sphere” (Caspe). Starting with the second half of the XIX century the so-called “peasant question” was examined in the context of new imperial ideologies, including cultural and national incorporation. Administrative and social class reorganizations served as additional means for implementation of new russification programs of peasant communities in Siberia. Reformations schemes and their implementation in traditional institutes of self-administration of Siberian natives, immigrants, and foreign-born residents are at the core of the research. Peasant organizations were the main expansion channel of the modern government towards traditional society. The government introduced elements of modern state administration not only through peasant self-government institutions but also through a so-called “Russian model of the peasant community”. Starting with the Second Siberian Committee programs the government of Siberian suburbs had been trying to form up a unified administrative structure by using a differentiated approach towards various ethnicities and by accepting or rejecting existing traditional administrative institutes. In this regard, evaluation of administrative reform projects in relation to various categories of Siberian population has proved to be especially productive, because it allows not only to consider the organization of the local administrative branch as one of regional options of the incorporational policy of self-administration, but also to reveal local differences in administrative organization that were formed by ethnosocial and confessional development specifics.
Ключевые слова EN
Литература EN