Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Данная статья представляет собой попытку анализа этнического предпринимательства во Владивостоке в конце XIX – начале XX в. Особенностью Владивостока является существенная доля иммигрантов в городском населении. В этот период в административном центре Приморской области появились и активно действовали не только немецкие, американские фирмы, но и сформировалась стабильная разветвленная сеть этнических предприятий, основанных выходцами из Китая, Кореи, Японии. Причинами этого послужили: наличие значительного процента мигрантов из сопредельных стран среди городского населения; высокая степень этнической солидарности среди этих мигрантов; торговля и сфера услуг как важнейшие области деятельности восточноазиатских мигрантов; незанятость либо слабая конкуренция в отдельных сегментах рынка. Внимание автора сосредоточено на специфике организации бизнеса мигрантов из стран Восточной Азии. Из всего многообразия проблем автор ограничивает круг рассматриваемых вопросов анализом специфики ведения бизнеса (активное использование низкооплачиваемого труда соотечественников, финансовая и деловая взаимопомощь земляков, перенесение исторически сложившихся на родине способов и методов ведения бизнеса на новую территорию); описанием форм самоорганизации; изучением роли и места национальных коммерческих агентов в этнических группах. При этом отмечается определенная динамика в развитии форм этнического предпринимательства. Этническое предпринимательство, начинавшееся обычно с обслуживания потребностей земляков, в ряде случаев перерастало национальные границы, приобретая черты развитого международного бизнеса, в рамках которого конторы компании открывались в разных странах, товар закупался на рынках Европы, Америки, Азии, доставлялся потребителю судами различных иностранных компаний, причем ассортимент товаров был ориентирован на разные этнические группы. Кроме того, к началу ХХ в. наблюдается попытка формализации и институционализации «неформальных» ранее этнических объединений торговцев и предпринимателей (через различные общества и надзор коммерческих агентов).
Данная статья представляет собой попытку анализа этнического предпринимательства во Владивостоке в конце XIX – начале XX в. Особенностью Владивостока является существенная доля иммигрантов в городском населении. В этот период в административном центре Приморской области появились и активно действовали не только немецкие, американские фирмы, но и сформировалась стабильная разветвленная сеть этнических предприятий, основанных выходцами из Китая, Кореи, Японии. Причинами этого послужили: наличие значительного процента мигрантов из сопредельных стран среди городского населения; высокая степень этнической солидарности среди этих мигрантов; торговля и сфера услуг как важнейшие области деятельности восточноазиатских мигрантов; незанятость либо слабая конкуренция в отдельных сегментах рынка. Внимание автора сосредоточено на специфике организации бизнеса мигрантов из стран Восточной Азии. Из всего многообразия проблем автор ограничивает круг рассматриваемых вопросов анализом специфики ведения бизнеса (активное использование низкооплачиваемого труда соотечественников, финансовая и деловая взаимопомощь земляков, перенесение исторически сложившихся на родине способов и методов ведения бизнеса на новую территорию); описанием форм самоорганизации; изучением роли и места национальных коммерческих агентов в этнических группах. При этом отмечается определенная динамика в развитии форм этнического предпринимательства. Этническое предпринимательство, начинавшееся обычно с обслуживания потребностей земляков, в ряде случаев перерастало национальные границы, приобретая черты развитого международного бизнеса, в рамках которого конторы компании открывались в разных странах, товар закупался на рынках Европы, Америки, Азии, доставлялся потребителю судами различных иностранных компаний, причем ассортимент товаров был ориентирован на разные этнические группы. Кроме того, к началу ХХ в. наблюдается попытка формализации и институционализации «неформальных» ранее этнических объединений торговцев и предпринимателей (через различные общества и надзор коммерческих агентов).
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Алепко А. В. Зарубежный капитал и предпринимательство на Дальнем Востоке России (конец XVIII в. – 1917 г.) / А. В. Алепко. – Хабаровск : Изд-во Хабаров. краевого краевед. музея, 2001. – 368 с. 2. Арсеньев В. К. Китайцы в Уссурийском крае. В страну будущего // В. К. Арсеньев, Ф. Нансен. – М. : Крафт+, 2004. – 352 с. 3. Белоус Б. С. Деятельность японских императорских коммерческих агентов и консулов в Приамурском крае (вторая половина XIX – начало XX вв.) / Б. С. Белоус // Вестн. Морского гос. ун-та. Сер. Обществовед. науки. – 2006. – Вып. 11. – С. 310–323. 4. Белоус Б. С. Хозяйственная деятельность японских иммигрантов на юге Дальнего Востока России и политика администрации Приамурского края (вторая половина XIX – начало XX вв.) : автореф. дис. … канд. ист. наук / Б. С. Белоус. – Владивосток, 2007. – 25 с. 5. Бредникова О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов / О. Бредникова, О. Паченков // Этничность и экономика : сб. ст. по материалам Междунар. семинара (Санкт-Петербург, 9–12 сентября 1999). Труды. Вып. 8 / под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чикадзе. – СПб. : ЦНСИ, 2000. – С. 47–54. 6. Бурачек Е. С. Воспоминания заамурского моряка. До и после Владивостока / Е. С. Бурачек, В. В. Бурачек. – Владивосток : О-во изучения Амур. края, 1999. – 242 с. 7. Васкевич П. Очерк быта японцев в Приамурском крае / П. Васкевич. – Верх-неудинск, 1905. – 32 с. 8. Ветохина Ю. А. Формирование японской диаспоры на Дальнем Востоке России некоторые особенности / Ю. А. Ветохина // Россия и АТР. – 2006. – № 3. – С. 190–195. 9. Владивосток: сборник исторических документов (1860–1907 гг.). – Владивосток : Примор. кн. изд-во, 1960. – 220 с. 10. Владивосток. – 1896. – № 49. – С. 7. 11. Восток России: миграции и диаспоры в переселенческом обществе. Рубежи XIX–XX и XX–XXI веков / науч. ред. В. И. Дятлов. – Иркутск : Оттиск. – 2011. – 624 с. 12. Галлямова Л. И. Японские предприниматели во Владивостоке (1900–1913 гг.) / Л. И. Галлямова // Россия и АТР. – 1992. – № 2. – С. 32–36. 13. Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге [Электронный ресурс] / К. Гирц. – URL: http://www.old.jourssa.ru/2004/3/6aGirts.pdf. 14. Граве В. В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье / В. В. Граве // Тр. Амур. экспедиции. – СПб., 1912. – Вып. 11.– 489 с. 15. Даттан А. В. Исторический очерк развития приамурской торговли / А. В. Даттан. – М. : Тип. Т. Н. Гаген, 1897. – 127 с. 16. Деег Л. Кунст и Альберс. Владивосток. История немецкого торгового дома на российском Дальнем Востоке (1864–1924). – Владивосток : Изд-во Примор. полиграфкомбината, 2002. – 335 c. 17. Дятлов В. И Торгаши, чужаки или посланные Богом? (Симбиоз, конфликт, интеграция в странах Арабского Востока и Тропической Африки) / В. И. Дятлов. – М. : [б. и.], 1996. – 253 с. 18. Крушанов А. И. О развитии торгового мореплавания на русском Дальнем Востоке последней четверти XIX – начале XX вв. / А. И. Крушанов // Материалы по истории Владивостока. – Владивосток : Дальневост. кн. изд-во, 1960. – Кн. 1. – С. 45–61. 19. Меркулов С. Д. Вопросы колонизации Приамурского края / С. Д. Меркулов. – Вып. 3. Желтый труд и меры борьбы с наплывом желтой расы в Приамурье. – Владивосток, 1911. – 107 с. 20. Молчанова Е. Г. Немецкие предприниматели на российском Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале XX вв. : автореф. дис. … канд. ист. наук / Е. Г. Молчанова. – Владивосток, 2001. – 28 с. 21. Молчанова Е. Г. Социокультурная характеристика немецкой диаспоры на Дальнем Востоке России во второй половине XIX – начале XX времен / Е. Г. Молчанова // Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших до начала XX века) : материалы Междунар. науч. конф. (Благовещенск, 17–18 мая 2004 г.). – Благовещенск, 2004. – С. 207–210. 22. Моргун З. Ф. Японская диаспора во Владивостоке (страницы истории) / З. Ф. Моргун // Изв. Вост. ин-та ДВГУ. – Владивосток, 1996. – № 3. – С. 90–108. 23. Палладий. Уссурийские маньцзы // Изв. ИРГО, 1871. – Т. 7. – СПб., 1872. – С. 369–377. 24. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. – Т. 24. Тетрадь 2. – СПб. : Товарищество художеств. печати, 1904. – 275 с. 25. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. – СПб. : Тип. Э. Л. Пороховщиковой, 1904. – Т. 47. – 167 с. 26. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. – Т. 72. – Тетрадь 2. – СПб. : Тип. Слово, 1905. – 53 с. 27. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. – Т. 76, тетрадь 2. – СПб. : Товарищество худож. печати, 1900. – 99 с. 28. По поводу рыночной торговли // Владивосток. – 1884. – № 11. – С. 3. 29. Позняк Т. Иностранные подданные в городах Дальнего Востока России. Вторая половина XIX –начало XX в. / Т. Позняк. – Владивосток : Дальнаука, 2003. – 316 с. 30. Позняк Т. З. Торговая инфраструктура городов юга Дальнего Востока во второй половине XIX века / Т. З. Позняк // Ойкумена. –2010. – № 2. – С. 36–48. 31. Полутов А. В. Деятельность японской разведки во Владивостоке. 1875–1902 гг. / А. В. Полутов // Россия и АТР. – 2011. – № 2. – С. 215–228. 32. Приамурье. Факты, цифры и наблюдения. – М. : [б. и.], 1909. – 941 с. 33. Романова Г. Н. Торговая деятельность китайцев на Дальнем Востоке России (конец–начало ХХ в.) / Г. Н. Романова // Россия и АТР. – 2009. – № 3. – С. 142–151. 34. Сибирский торгово-промышленный календарь. – Томск : Изд. Ф. П. Ро-манова, 1898. – 897 с. 35. Сорокина Т. Н. Хозяйственная деятельность китайских подданных на Дальнем Востоке России и политика администрации Приамурского края (конец 19 – начало 20 в.) / Т. Н. Сорокина. – Омск : Ом. гос. ун-т, 1999. – 264 с. 36. Тамура Айка. Общество японцев на Дальнем Востоке России // Вестн. ДВО РАН. – 2006. – № 5. – С. 165–169. 37. Уфимцев Ю. Первые японские агенты [Электронный вариант] / Ю. Уфимцев // Конкурент. – 2011. – URL: http://old.konkurent.ru/print.php?id=2075. 38. Brower D. R. The Russian city between tradition and modernity, 1850–1900. – University of California Press Berkeley and Los Angeles, 1990. – 253 р. 39. Freedman M. The Study of Chinese Society. – Taipei : SMC Publishing inc., 1994. – 492 p. 40. Habecker D. E. Russian urban administration and the Chinese, Koreans, and Jap-anese in Vladivostok, 1884–1922. – Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy. – University of Maryland. – 2003. – 391 р. 41. Portes A., Manning R. D. The Immigrant Enclave: Theory and Empirical Exam-ples // Competitive Ethnic Relations. Orlando, FL: Academic Press, 1986. – Р. 47–68.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN This article is an attempt to analyze ethnic entrepreneurship in Vladivostok in the late XIX – early XX centuries. A substantial proportion of immigrants in the urban population is a feature of Vladivostok. During this period, not only German, American firms appeared and were active in the administrative center of the Primorskii region, but also a stable extensive network of ethnic-based enterprises coming from China, Korea and Japan formed. The reasons were: the presence of a significant percentage of migrants from neighboring countries in the urban population; a high degree of ethnic solidarity among the workers; trade and services as the most important field of activity of the East Asian migrants; unemployment or lack of competition in certain market segments. The author's attention is focused on the specifics of the business organization of migrants from East Asia. With a variety of issues, the author restricts her analysis to the issues specific of this business arrangement (active use of low-wage labor compatriots, financial and business mutual help of countrymen, shifting historical homeland techniques and methods of doing business in a new territory); description of self-organization forms; the study of the role and place of national sales agents in ethnic groups. In the author's opinion, there is a certain dynamics in the development of forms of ethnic entrepreneurship. Ethnic entrepreneurship usually started to serve the needs of fellow-countrymen and in some cases it was way beyond near national boundaries, taking on the features of international advanced business. In the framework of such business companies opened their offices in different countries, the goods were bought in the markets of Europe, America, and Asia, and shipped to a consumer by various foreign companies, and the range of products was intended to different ethnic groups. In addition, there was an attempt to formalize and institutionalize the earlier «informal» ethnic associations of traders and entrepreneurs (through various communities and supervision of commercial agents) in the early XX century.
Ключевые слова EN
Литература EN