Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Анализируются мотивы посещения жителями Благовещенска «китайских» рынков, под которым понимается торговое предприятие, объединяющее независимых продавцов путем предоставления места на правах аренды, где преобладают товары китайского производства и торговля ведется преимущественно гражданами КНР. Исследование проведено по методологии кейс-стади, основные методы – неструктурированное включенное наблюдение и полуструктурированные интервью, дополнительными источниками служат материалы местных периодических изданий и информационных порталов. Приведены описание «китайского» рынка как объекта исследования, статистические данные, характеризующие роль рынков в постсоветской России и на Дальнем Востоке, их отличительные черты и выполняемые социально-экономические функции (обеспечение средне- и низкодоходных сегментов потребителей дешевыми товарами, функция логистического центра для внутренней торговли, маркер социальной стратификации). Показано, что изменение статуса рынка не привело к изменению формы торговли. Выявлены рациональные мотивы посещения: «экономия на масштабе», поиск дешевых эквивалентов, покупка «одноразовых» вещей. Под «экономией на масштабе» понимается экономия покупателя от покупки большего количества товара по меньшей цене. Показано, что не только низкие цены на товары влияют на выбор «китайского» рынка в качестве места покупки. Описаны сформировавшийся образ рынка как нежелательного и неприятного места покупки, моральные оправдания покупателей. При этом рациональные мотивы посещения «китайских» рынков также наполнены символическим смыслом, что сказывается на оценке качества товаров и стратегиях поведения и торга. Однако образ рынка неоднозначен, создает противоречивые мотивы для посещения, являясь одновременно и притягивающим, и отталкивающим фактором. Образ «китайского» рынка также влияет и на восприятие приобретаемых там товаров, для которых определяющим атрибутом выступает место покупки, что снижает значение марки или бренда и влияние страны происхождения. Приведены примеры проявления «потребительской смекалки» и разного восприятия навязчивости/гостеприимности продавцов. В целом к описываемым явлениям применены традиционные концепты: «экономия на масштабе» применительно к потреблению (не производству) в метафорическом смысле, символическое потребление – к новому предмету изучения (потребление низкокачественных товаров).
Анализируются мотивы посещения жителями Благовещенска «китайских» рынков, под которым понимается торговое предприятие, объединяющее независимых продавцов путем предоставления места на правах аренды, где преобладают товары китайского производства и торговля ведется преимущественно гражданами КНР. Исследование проведено по методологии кейс-стади, основные методы – неструктурированное включенное наблюдение и полуструктурированные интервью, дополнительными источниками служат материалы местных периодических изданий и информационных порталов. Приведены описание «китайского» рынка как объекта исследования, статистические данные, характеризующие роль рынков в постсоветской России и на Дальнем Востоке, их отличительные черты и выполняемые социально-экономические функции (обеспечение средне- и низкодоходных сегментов потребителей дешевыми товарами, функция логистического центра для внутренней торговли, маркер социальной стратификации). Показано, что изменение статуса рынка не привело к изменению формы торговли. Выявлены рациональные мотивы посещения: «экономия на масштабе», поиск дешевых эквивалентов, покупка «одноразовых» вещей. Под «экономией на масштабе» понимается экономия покупателя от покупки большего количества товара по меньшей цене. Показано, что не только низкие цены на товары влияют на выбор «китайского» рынка в качестве места покупки. Описаны сформировавшийся образ рынка как нежелательного и неприятного места покупки, моральные оправдания покупателей. При этом рациональные мотивы посещения «китайских» рынков также наполнены символическим смыслом, что сказывается на оценке качества товаров и стратегиях поведения и торга. Однако образ рынка неоднозначен, создает противоречивые мотивы для посещения, являясь одновременно и притягивающим, и отталкивающим фактором. Образ «китайского» рынка также влияет и на восприятие приобретаемых там товаров, для которых определяющим атрибутом выступает место покупки, что снижает значение марки или бренда и влияние страны происхождения. Приведены примеры проявления «потребительской смекалки» и разного восприятия навязчивости/гостеприимности продавцов. В целом к описываемым явлениям применены традиционные концепты: «экономия на масштабе» применительно к потреблению (не производству) в метафорическом смысле, символическое потребление – к новому предмету изучения (потребление низкокачественных товаров).
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Александрова М. Закрытие «Большого рынка», или Уход от «серых таможенных схем» / М. Александрова // Проблемы Дальнего Востока. – 2010. – № 4. – С. 65–75. 2. Амурский статистический ежегодник 2012 : стат. сб. / Амурстат. – Благовещенск, 2012. – 602 с. 3. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей : пер. с англ. / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – 10-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 944 с. 4. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. С. Зенкина. – М. : Ру-домино, 1999. – 224 с. 5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. Т. 2. Игры обмена : монография / Ф. Бродель ; пер. с фр. Л. Е. Кубеля ; ред. Ю. Н. Афансьев, Н. В. Рудницкая. – М. : Прогресс, 1988. – 632 с. 6. Бурдье П. Различие: социальная критика суждения / П. Бурдье ; пер. О. И. Кирчик ; науч. ред. Н. А. Шматко, В. В. Радаев // Экон. социология. – 2005. – Т. 6, № 3. – С. 25–48. 7. Бурнасов А. Китайский рынок как логистический центр: на примере рынка «Таганский ряд» в Екатеринбурге / А. Бурнасов // Мигранты и диаcпоры на Востоке России: практики взаимодействия с обществом и государством / отв. ред. В. И. Дятлов. – М. ; Иркутск : Наталис, 2007. – С. 68–80. 8. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен ; пер. с англ., вступ. ст. С. Т. Сорокиной ; общ. ред. В. В. Мотылева. – М. : Прогресс, 1984. – 367 с. 9. Вы часто ходите на рынок? [Электронный ресурс] // Амур. правда. – URL: http://www.ampravda.ru /2011/01/19/028793.html. 10. Дятлов В. И. «Шанхай» в центре Иркутска. Экология китайского рынка / В. И. Дятлов, Р. Э. Кузнецов // Экон. социология. – 2004. – Т. 5, № 4. – С. 56–71. 11. Журавская Т. Н. «Китайский» торговый центр vs. «китайский» рынок: что изменилось со времен запрета на торговлю иностранцев на розничных рынках (на примере Амурской области)? / Т. Н. Журавская // Полития. – 2012. – № 4. – С. 104–123. 12. Ильина М. Торговцы городского рынка: штрихи к социальному портрету / М. Ильина, В. Ильин // ЭКО. – 1998. – № 5. – С. 103–120. 13. Кивал А. М. Аналитическая записка о деятельности китайских продавцов в сфере торговли Амурской области. Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области (рукопись). 14. Китайские рынки Читы [Электронный ресурс] // «Читинский городской портал», тема инициирована автором в сентябре 2011 г. – URL: http://chita-forum.com/viewtopic.php?f=61&t=177376&start=45. 15. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики : учебник / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М. : НОРМА, 2002. – 572 с. 16. Организационные формы и конкурентные стратегии в российской розничной торговле (региональный аспект) : сборник / под ред. В. В. Радаева, З. В. Котельниковой. – М. : Вершина, 2008. – 376 с. 17. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социол. исслед. – 2005. – № 1. – С. 5–18. 18. Радаев В. В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговли / В. В. Радаев. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 220 с. 19. Рыжова Н. П. Трансграничный рынок в Благовещенске: формирование новой реальности деловыми сетями «челноков» / Н. П. Рыжова // Экон. социология. – 2003. – Т. 4, № 5. – С. 54–71. 20. Титов В. Н. Вещевой рынок как социальный институт / В. Н. Титов // Обществ. науки и современность. – 1999. – № 6. – С. 20–35. 21. Торговля в России : стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001. – 495 с. 22. Торговля в России. 2005 : стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – 543 с. 23. Торговля в России. 2009 : стат. сб. / Росстат. – М., 2009. – 629 с. 24. Торговля в России. 2011 : стат. сб. / Росстат. – М., 2011. – 519 с. 25. Фаузер В. В. Кто и почему работает на городском рынке / В. В. Фаузер // ЭКО. – 2007. – № 9. – С. 153–169. 26. Хилл П. Рынки как места торговли. Экономическая теория / П. Хилл ; под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена ; науч. ред. В. С. Автономова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 517–524. 27. Яковлев А. Открытые рынки и «челночная» торговля в российской экономике: вчера, сегодня, завтра (по материалам эмпирических исследований 2001–2005 гг.) / А. Яковлев, В. Голикова, Н. Капралова. – Препринт WP4/2006/05. – М. : ГУ ВШЭ, 2006. – 28 с. 28. Hüwelmeier G. Postsocialist bazaars: diversity, solidarity, and conflict in the marketplace // Laboratorium. – 2013. – № 5(1). – P. 52–72.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The paper discusses motivations of visits of «Chinese» market by Blagoveshchensk city and region residents. «Chinese» market is seen as a trade company that combines independent sellers by providing space on a leasehold basis. Chinese-made products dominate here and trade is conducted mainly by the citizens of China. The study was conducted using the methodology of case-study; main methods used are unstructured participant observation and semi-structured interviews. Additional data sources are the materials of local periodicals and information portals. Empirical object of the research is a two storage «Chinese» shopping center in Blagoveshchensk. The «Chinese» market as an object of study, statistical data describing the role of markets in post-Soviet Russia and the Far East, their distinctive features and socio-economic functions (provision of medium and low-income segments of consumers with cheap goods, the function of the logistics center for domestic trade, a marker of social stratification) are described. It is shown that change in status of the market did not lead to change in the form of trade. Rational motives of visit are revealed. They are large territory with a lot of retail outlets, cheap goods, and «disposable» items. The «economies of scale» means here an opportunity for the buyer to buy more goods at a lower price. It is shown that not only low commodity prices make the «Chinese» market attractive for customers. The image of the market is shown as an undesirable and unpleasant place. Moral justification for buyers are considered. Yet rational motives of «Chinese» markets visiting are imbued with symbolic meaning, which affects the assessment of the goods quality, and behavior strategies and bargaining. The image of the market however is not quite clear. People thus have conflicting motives to visit the market, which makes it both attractive and repulsive . The image of the «Chinese» market also affects the way the goods are perceived by other people, who consider the place where they buy certain things to be an important factor. So the goods purchased at the “Chinese” market aren’t thought to be trademark products, and the country of origin is also important. Examples of «conscumer resourcefulness» and various attitudes towards intruding or welcoming sellers are given. In general, to describe the phenomenon the following traditional concepts were applied: «economies of scale» in relation to consumption (not production) symbolic consumption in metaphorical sense. – the new subject matter (the consumption of low-quality products).
The paper discusses motivations of visits of «Chinese» market by Blagoveshchensk city and region residents. «Chinese» market is seen as a trade company that combines independent sellers by providing space on a leasehold basis. Chinese-made products dominate here and trade is conducted mainly by the citizens of China. The study was conducted using the methodology of case-study; main methods used are unstructured participant observation and semi-structured interviews. Additional data sources are the materials of local periodicals and information portals. Empirical object of the research is a two storage «Chinese» shopping center in Blagoveshchensk. The «Chinese» market as an object of study, statistical data describing the role of markets in post-Soviet Russia and the Far East, their distinctive features and socio-economic functions (provision of medium and low-income segments of consumers with cheap goods, the function of the logistics center for domestic trade, a marker of social stratification) are described. It is shown that change in status of the market did not lead to change in the form of trade. Rational motives of visit are revealed. They are large territory with a lot of retail outlets, cheap goods, and «disposable» items. The «economies of scale» means here an opportunity for the buyer to buy more goods at a lower price. It is shown that not only low commodity prices make the «Chinese» market attractive for customers. The image of the market is shown as an undesirable and unpleasant place. Moral justification for buyers are considered. Yet rational motives of «Chinese» markets visiting are imbued with symbolic meaning, which affects the assessment of the goods quality, and behavior strategies and bargaining. The image of the market however is not quite clear. People thus have conflicting motives to visit the market, which makes it both attractive and repulsive . The image of the «Chinese» market also affects the way the goods are perceived by other people, who consider the place where they buy certain things to be an important factor. So the goods purchased at the “Chinese” market aren’t thought to be trademark products, and the country of origin is also important. Examples of «conscumer resourcefulness» and various attitudes towards intruding or welcoming sellers are given. In general, to describe the phenomenon the following traditional concepts were applied: «economies of scale» in relation to consumption (not production) symbolic consumption in metaphorical sense. – the new subject matter (the consumption of low-quality products).
Ключевые слова EN
Литература EN