Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Статья посвящена анализу роли локального «китайского» рынка в жизни сообщества городского микрорайона. Авторы предпринимают попытку взглянуть на «китайский» рынок с позиций городского сообщества, определить место и функции рынка в городской повседневности, выявить механизмы фиксации и определения рынка как этнически маркированной локальности в городском пространстве. Центральной задачей статьи является ответ на вопрос о том, что понимается представителями сообщества под определением рынка как «китайского» и восприятия его как этнического. Такой подход позволяет поставить проблему появления новых смыслов и функций в «этнических» маркерах городского пространства. Исследование построено на основе серии фокусированных интервью с жителями микрорайона Иркутск-II областного центра Иркутской области. Авторы анализируют рынок «Маньчжурия» как «этнический» рынок второго уровня, обслуживающий локальную часть города, в рамках гипотезы о сетевом характере развития подобных рынков в сибирских городах. Рассматривается взаимосвязь физического и дискурсивного исключения территории рынка из городского пространства, анализируются практики взаимодействия с рынком жителей микрорайона. Исследуя восприятие горожанами «этничности» пространства «китайского» рынка, авторы анализируют смыслы, которые вкладываются представителями городского сообщества в устойчивые визуальные маркеры «этничности» пространства рынка. Авторы приходят к выводу о том, что функции этнических маркеров в городском пространстве быстро меняются: от маркирования «этнического» рынка к обозначению специфической формы экономической жизни. Однако этот процесс не только изменяет экономические практики горожан, но приносит и более глубинные изменения в жизнь сибирского города. «Этнический» рынок становится инструментом конструирования собирательного образа Востока, включающего признаки культуры Юго-Восточной Азии, центральноазиатских стран, медийных и художественных образов. Это приводит к изменению функций «этнических» рынков, которые из «места встречи» и «перекрестка культур» становятся инструментом ориентализации сибирского города, включения его в конструируемое пространство Востока.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Бредникова О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов / О. Бредникова, О. Паченков // Этничность и экономика / под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чекадзе. – СПб. : ЦНСИ, 2000. – С. 47–53. 2. Бурнасов А. Китайский рынок как логистический центр: на примере рынка «Таганский ряд» в Екатеринбурге / А. С. Бурнасов // Мигранты и диаcпоры на Востоке России: практики взаимодействия с обществом и государством / отв. ред. В. И. Дятлов. – М. ; Иркутск : Наталис, 2007. – С. 68–80. 3. Воронков В. Существует ли этническая экономика? / В. Воронков // Этничность и экономика / под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чекадзе. – СПб. : ЦНСИ, 2000. – С. 42–47. 4. Гергесова Л. «Шанхай» отправили в «Китай-город» [Электронный ресурс] / Л. Гергесова // СМ-Номер один. – 2014. – № 19. – 15 мая. – URL: http://baikalpress.ru/shanhay-otpravili-v-kitay-gorod. 5. Гергесова Л. Новая «шанхайка» тоскует по старой [Электронный ресурс] / Л. Гергесова // СМ-Номер один. – 2014. – № 16. – 24 апр. – URL: http://baikalpress.ru/novaya-shanhayka-toskuet-po-staroy. 6. Дятлов В. И. «Китайские рынки» российских городов – «уходящая натура»? / В. И. Дятлов // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. – 2008. – № 1. – С. 20–30. 7. Дятлов В. И. Россия в предчувствии чайнатаунов / В. И. Дятлов // Этнограф. обозрение. – 2008. – № 4. – С. 6–16. 8. Дятлов В. И. «Шанхай» в центре Иркутска. Экология китайского рынка / В. И. Дятлов, Р. Э. Кузнецов // Экон. социология. – 2004. – Т. 5. – № 4. – С. 56–71. 9. Луман Н. Реальность медиа / Н. Луман – М. : Праксис, 2005. – 256 с. 10. Мирошниченко О. Где найти рынок? [Электронный ресурс] / О. Мирошниченко // Пятница. – 2006. – № 40. – 13 окт. – URL: http://baikalpress.ru/friday/2006/40/005005.html. 11. Мэр Иркутска Виктор Кондрашов пообещал убрать Шанхайку [Электронный ресурс] // Вести Иркутск. – URL: http://vesti.irk.ru/news/city/163640/. 12. На рынке в Иркутске изъяли 29 километров рыболовных сетей [Электронный ресурс] // Irk.ru : информ. ресурс. – URL: http://www.irk.ru/news/20140729/net/. 13. Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества. Рубежи XIX–XX и XX–XXI веков / науч. ред. В. И. Дятлов, К. В. Григоричев. – Иркутск : Оттиск, 2013. – 628 с. 14. Петров В. «Шанхай» покидает Иркутск [Электронный ресурс] / В. Петров // Копейка. – 2014. – № 14. – 16 апр. – URL: http://baikalpress.ru/shanhay-pokidaet-irkutsk. 15. Региональное измерение трансграничной миграции в Россию / под ред. С. В. Голунова. – М. : Аспект-пресс, 2008. – 351 с. 16. Романов Ю. Иркутск Второй / Ю. Романов // Байкальская Сибирь: Фрагменты социокультурной карты. Альманах-исследование. – Иркутск, 2002. – С. 72–75. 17. Саломатова А. «Шанхай» должен быть разрушен [Электронный ресурс] / А. Саломатова // Губерния. – 2014. – № 26714. – 15 апр. – URL: http://www.vsp.ru/economic/2014/04/15/541918. 18. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации : монография / науч. ред. проф. В. И. Дятлов. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. – 396 с. 19. Яковлев А. Открытые рынки и «челночная торговля» в российской экономике: вчера, сегодня, завтра (по материалам эмпирических исследований 2001–2005 гг.) / А. Яковлев, В. Голикова, Н. Капралова. – препринт WP4/2006/05. – М. : ГУ ВШЭ, 2006. – 28 с. 20. Aldrich H. E. Waldinger R. Ethnicity and Entrepreneurship / H. E. Aldrich, R. Waldinger // Annual Review of Sociology. – 1990. – Vol. 16. – P. 111–135.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN This article examines the role of the local «Chinese» market in the community's life of the city micro-district. The authors make an attempt to analyze the «Chinese» market from the standpoint of urban community, determine the significance and function of the market in the city's everyday life, describe mechanisms to identify and determine this market as an ethnically marked locality in the urban space. The main task of the article is to answer the question what representatives of the community mean naming the market as «Chinese» and its perception as ethnic. This approach allows formulating the problem of emergence of new meanings and functions of the «ethnic» markers of urban space. The study is based on a series of focused interviews with residents of the «Irkutsk-II» neighborhood of regional center of Irkutsk region. In the framework of the hypothesis about the network nature of the development of such markets in Siberian cities the authors analyze market «Manchuria» as an ethnic market of the second level, serving the local part of the city. They examine the interrelationship of physical and discursive exclusion of the market from the urban space, as well as practices of interaction of neighborhood residents with the market. Studying the way urban residents perceive “ethnicity” of the “Chinese” market space the authors analyze the sense attributed to visual markers of «ethnicity» of market space by the representatives of the urban community. The authors conclude that the function of ethnic markers in the urban space is changing rapidly: from labeling «ethnic space» to the designation of a specific form of economic life. This process however not only changes the economic practices of urbanites, but also brings more profound changes to life of the Siberian city. The ethnic market is becoming a tool of designing a collective image of «The East», which includes elements of culture of South-East Asia and Central Asian countries, word picture and media images. This leads to change in the functions of ethnic markets: from «place of meeting» and «crossroads of cultures» they become a tool of orientalization of Siberian city, its involvment in constructing «The East.» space.
Ключевые слова EN
Литература EN