Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Этнический общепит, т. е. предприятия общественного питания, представляющие национальные кухни, культуру, традиции в инокультурном пространстве, являются не только важной частью сферы обслуживания, элементом рыночной экономики, но и мощным культурным феноменом. Это место встречи и повседневного контакта представителей, знаков и элементов культуры различных народов и культур. Особенно значимым делает этот феномен его общемировое распространение и огромный спрос на него. Задачей статьи является изучение процесса становления этнического общепита в современной России на примере китайских ресторанов и кафе Иркутска. Они рассматриваются как видимые и важные элементы формирующейся в постсоветский период этнической картины города. Анализируются причины популярности предприятий китайской кухни среди представителей разных слоев горожан. Интенсивные обсуждения этого показывают, что интерес к предприятиям китайского общепита вызван не только интересом к собственно китайской кухне, но и стремлением погрузиться в чужой культурный мир. Этот спрос создает предложение сконструированного искусственно «Китая для русских». Сделана попытка построить типологию таких предприятий и сравнить ее с типологиями других исследователей. Констатируется, что новизна феномена предопределила его чрезвычайно слабую изученность, и предлагается обзор имеющихся исследований.
Ключевые слова RU
Литература RU 1. Блог автора kjara_vs_corso на сайт «Yablor» [Электронный ресурс]. – URL: http://yablor.ru/blogs/kulturniy-fenomen-chifanka/2232474. 2. Бурт В. Мы, советские колбасы, широко проникли в массы... [Электронный ресурс] / В. Бурт // BBQ : кулинар. журн. : сайт. – URL: http://www.bbqmag.ru/ archive.html?article=561#.U4qvK3aP_Q8. 3. Глущенко И. В. Общепит. Микоян и советская кухня / И. В. Глущенко. – М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2010. – 240 с. 4. Елизарова А. Ресторанные контрасты Иркутска [Электронный ресурс] / А. Елизарова // Вост. формат. – 16.10.12. – URL: http://kommersant-irk.com/restorannye-kontrasty-irkutska/. 5. Ерофеев В. В. Москва – Петушки / В. В. Ерофеев. – М. : Вагриус, 2002. – 575 с. 6. Дятлова Е. В. Китайский общепит Иркутска: присутствие в публичном пространстве города / Е. В. Дятлова // Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества / науч. ред. В. И. Дятлов, К. В. Григоричев. – Иркутск : Оттиск, 2013. – С. 284–296. 7. Коннер М. Социальная психология пищи / М. Коннер, К. Дж. Армитейдж. – Харьков : Гуманит. центр, 2012. – 264 с. 8. Корк Б. О низменном / Б. Корк // Вост.-Сиб. правда. – 2013. – 11 марта. 9. Курукин И. В. «Государево кабацкое дело»: очерки политики и традиций в России / И. В. Курукин. – М. : АСТ: ЛЮКС, 2005. – 382 с. 10. Митрофанов А. Г. Этнические кафе и рестораны становятся своего рода территорией толерантности [Электронный ресурс] / А. Г. Митрофанов // Известия. – 2011. – 18 нояб. – URL: http://izvestia.ru/news/506978. 11. Мода есть // Вост.-Сиб. правда. – 2011. – 01 сент. – С. 5. 12. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни / В. В. Похлебкин. – М. : Молодая гвардия, 1985. – 191 с. 13. Похлебкин В. В. История водки / В. В. Похлебкин. – М. : Центрполиграф, 2005. – 160 с. 14. Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа / И. Г. Прыжов. – 2-е изд. – Казань : Молодыя силы, 1914. – 282 с. 15. Пустарнакова А. А. Репрезентация этнических «Других» в городском пространстве / А. А. Пустарнакова // Вестн. Самар. гос. ун-та. – 2007. – № 1(51). – С. 41–49. 16. Пустарнакова А. А. Этнический Другой как коммуникативный субъект: анализ репрезентаций «другости» в этнических ресторанах / А. А. Пустарнакова // Вестн. Саратов. гос. техн. ун-та. – 2008. – № 2(32). – Вып. 1. – С. 253–259. 17. Рютина К. А был ли мальчик Ся Оха? / К. Рютина // СМ Номер один. – 2011. – 26 мая. – № 20. – С. 14. 18. Сайт «ABBYY Lingvo» [Электронный ресурс]. – URL: http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=109096. 19. Тимофеев М. Ю. Псевдосоветский общепит как империя знаков: системно-семиотический анализ. Часть 1. Артефакты [Электронный ресурс] / М. Ю. Тимофеев // Лабиринт : журн. соц.-гуманит. исслед. – 2012. – № 4. – С. 39–51. – URL: http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2012/11/timofeev02.pdf. 20. Тимофеев М. Ю. Псевдосоветский общепит как империя знаков. Часть 2. Нарративы [Электронный ресурс] / М. Ю. Тимофеев // Лабиринт. – 2012. – № 5. – URL: http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/01/timofeev.pdf. 21. Чифанька – небольшое заведение с китайской едой [Электронный ресурс] // Daostory : сайт. – URL: http://daostory.com/chifanka/. 22. Этнические кафе являются центром притяжения мигрантов [Электронный ресурс]. // ОПЕК.ru. Экспертный сайт Высшей школы экономики. – URL: http://opec.ru/1600313.html. 23. Appadurai A. How to Make a National Cuisine: Cookbooks in Contemporary India [Electronic resource] // Comparative Studies in Society and History, Vol. 30, №1 (Jan., 1988), pp. 3–24. – URL: http://www.jstor.org/stable/179020. 24. Jakob A. Klein. Redefining Cantonese Cuisine in Post-Mao Guangzhou [Electronic resource] // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. – University of London. Vol. 70, №3 (2007). P. 511–537. – URL: http://www.jstor.org/stable/40378937. 25. Phillips L. Food and Globalization [Electronic resource] // Annual Review of Anthropology. – 2006. – Vol. 35. – P. 37–57. – URL: http://www.jstor.org/stable/25064913. 26. Sidney W. Mintz and Christine M. Du Bois. The Anthropology of Food and EatingAuthor(s) [Electronic resource] // Annual Review of Anthropology. Vol. 31 (2002). P. 99–119. – URL: http://www.jstor.org/stable/4132873. 27. Wilk Richard R. «Real Belizean Food»: Building Local Identity in the Transnational Caribbean [Electronic resource] // American Anthropologist, New Series. Vol. 101, № 2 (Jun., 1999). P. 244–255. – URL: http://www.jstor.org/stable/683199.
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN Ethnic public catering, meaning catering establishments, which provides national cuisine, culture, and traditions in another cultural context, is not only an important part of service industry and a component of market economy, but also a significant cultural phenomenon. It is a place where representatives of different nationalities and elements of different cultures meet and have daily contacts. This phenomenon is particularly special due to its worldwide expansion and high demand for it. The aim of the article is to examine the process of formation of ethnic public catering in contemporary Russia by the example of Chinese restaurants and cafes in Irkutsk. They are considered as visible and significant elements of ethnic environment which was formed in the city during the post-soviet period. The author analyzes the reasons of popularity of Chinese catering establishments among different social strata. Intensive discussions on this issue reveal that the interest in Chinese public catering is caused not only by a merely concern with Chinese cuisine, but the intension to plunge into different culture. This demand stimulates offer of artificial “China for the Russians”. The author tries to set up a typology of such enterprises, and to compare it with typologies of other researchers. The article states that the novelty of the phenomenon predetermined insufficient knowledge, and offers review of available researches.
Ключевые слова EN
Литература EN