Журналы
Серии
Начальная страница
Конечная страница
УДК
Раздел
Файл Скачать Изменить файл
Название RU
Авторы RU
Аннотация RU Целью статьи является поиск новых подходов к товарно-вещевым рынкам через анализ применимости группы теорий материалистического поворота, позволяющих по-новому взглянуть на дееспособность материальных объектов. В статье ставится ряд вопросов о степени и форме применимости теорий, связанных с материалистическим поворотом, для исследования товарно-вещевых рынков. Эти вопросы касаются онтологической базы новых теорий, непосредственно связанного с ней расширения проблемного поля, эпистемологического статуса основных категорий и возможности конкретизации теоретического инструментария на сибирском (российском) материале. Автор рассматривает преодоление классической дихотомии материальное/социальное через идеи А. Аппадураи, Г. Зиммеля, М. Мосса и их развитие в работах М. Гуггенехэйма. Специальное внимание уделяется возможности применения акторно-сетевой теории (Б. Латур) в сочетании с идеями Дж. Ло и М. Каллона для формирования новых подходов к исследованию товарно-вещевых рынков (базаров). Автор отмечает, что с этой точки зрения базар становится амбивалентной сущностью, влияющей на статусы как продавца (проводника покупки), так и покупателя. Это приводит к тому, что рынок кроме выполнения экономических функций становится мощным производителем социальных границ в городских сообществах Восточной Сибири. Центральным выводом статьи является заключение о достаточно большой амплитуде в онтологических установках в исследовании рынков, что ограничивает применение наиболее радикальных онтологических предложений. Несмотря на это, часть постулатов материалистического поворота заслуживает пристального внимания и может быть полезной в исследованиях российских рынков. Прежде всего это императив переосмысления объектоориентированности современного субъекта и его очевидная зависимость от материального окружения. В этой перспективе новые подходы дают возможность более полного отражения повседневного опыта исследователя. Кроме этого предлагается пересмотр отношения к речевым практикам респондентом: их «непоследовательность» и «неопределенность» не обязательно требуют авторитарного перевода на язык теории, а могут отражать природу открытых и незаконченных социальных феноменов. Важнейшей проблемой становится пространственное измерение исследования: как физическое пространство рынка определяет возможности происходящего на нем и как, это, в свою очередь, определено политикой городских властей, потоком товаров и возможностями потребителей. Автор заключает, что в этой перспективе задачей исследователя является не столько «заставить вещи говорить», сколько уметь увидеть сложную реальность рынка за концептуальными построениями.
Ключевые слова RU
Литература RU Абашин С. Н. Среднеазиатская миграция: практики, локальные сообщества, транснационализм / С. Н. Абашин // Этнограф. обозрение. – 2012. – № 4. – C. 3–13. 1. Вахштайн В. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории / В. Вахштайн // Социол. обозрение. – 2005. – № 1, т. 4. – С. 94–115. 2. Григоричев К. В. В тени большого города: социальное пространство пригорода / К. В. Григоричев. – Иркутск : Оттиск, 2013. – 248 с. 3. Гурова О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе: заметки по социологии нижнего белья [Электронный ресурс] / О. Гурова // Неприкосновенный запас. – 2004. – № 2(34). – URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/gurov9.html. 4. Кнорр-Цетина К. Рынок как объект привязанности: исследования постсоциальных отношений на финансовых рынках / К. Кнорр-Цетина, У. Брюггер // Анализ рынков в современной экономической социологии / В. В. Радаев, М. С. Добрякова. – М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. – С. 278–308. 5. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир / Б. Латур // Логос. – 2002. – № 5–6. – С. 211–242. 6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1 / К. Маркс. – М. : Эксмо, 2011. – 1200 с. 7. Ссорин-Чайков Н. В. Медвежья шкура и макароны: о социальной жизни вещей в Сибирском колхозе и перформативности различий дара и товара / Н. В. Ссорин-Чайков // Экон. социология. – 2002. – № 2. – С. 59–81. 8. Холцленер Т. Восточная пористость: антропология трансграничной торговли и контактов на российском Дальнем Востоке / Т. Холцленер // Ойкумен. – 2009. – № 3. – С. 102–111. 9. Abolafia M. Y. Making Markets: Opportunism and Restraint on Wall Street. – Cambridge MA : Harvard University Press, 1996. – 240 p. 10. Appadurai A. (ed.) The social life of things. Commodities in cultural perspective. – New York : Cambridge University Press, 2009. – 340 pp. 11. Appadurai A. Introduction: Commodities and the politics of value // A. Appadurai (Ed.) The Social Life of things. Commodities in Cultural Perspective. – N. Y. : Cam-bridge University Press, 1996. – Pp. 3–63. 12. Callon M. Some Elements of a Sociology of Translation: Domestication of the Scallops and the Fishermen of St Brieuc Bay // Law J. (ed.) Power, Action and Belief: A New Sociology of Knowledge, Routledge&Kegan Paul. – London, 1986. – P. 67–83. 13. Gregory C. Gifts and Commodities. – London : Academic Press, 1982. – 250 p. 14. Guggenheim M. Building memory: Architecture, networks and users. // Memory Studies. – 2009. – №2 (39). – P. 39–53. 15. Heim M. The Metaphysics of Virtual Reality – Oxford: Oxford University Press, 1993. – 208 p. 16. Humphrey C., Hugh-Jones S. (eds) Barter, Exchange and Value: An Anthropological Approach. – Cambridge: Cambridge University Press, 1992. – 203 p. 17. Humphrey C. Cosmopolitanism and kosmopolitizm in the political life of Soviet citizens // Focaal: European Journal of Anthropology. 2004. – № 44. – P. 138–154. 18. Kopytoff Y. The cultural biography of things: commoditization as a process // A. Appadurai (Ed.) The Social Life of things. Commodities in Cultural Perspective. – New York : Cambridge University Press, 1996. – P. 64–91. 19. Kowalski T. Proces formułowania oczekiwań a teoria cyklu wyborczego Implikację dla polityki gospodarczej – Wydawnictwo AE wPoznaniu, Poznań, 2001. – 240 s. 20. Latour B. On Recalling ANT. On-Line Papers [Electronic resource]. – 1998. – 4 p. – URL: http://www.lancaster.ac.uk/sociology/research/publications/papers/latour-recalling-ant.pdf. 21. Latour B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory, Oxford, 2005. – 320 p. 22. Law J. On the methods of long distance control: vessels, navigation and the Portuguese rout to India // Law J. (ed.) Power, action and belief: a new sociology of knowledge? – London: Routledge and Kegan Pol, 1986. – P. 234–263. 23. Mauss M. The Gift: Forms and Functions of Exchange in Primitive Societies. – London : Routledge & Kegan Paul, 1970. – 184 p. 24. Maynes M. J., Pierce J. L., Laslett B. Telling Stories. The use of Personal Narratives in the Social Science and History. – Ithaca and London: Cornell University Press, 2008. – 204 p. 25. Peshkov I. Usable Past for a Transbaikalian Borderline Town. ‘Disarmament’ of Memory and Geographical Imagination in Priargunsk // Inner Asia. – 2014. – N 16. – P. 95–115. 26. Sheldrake R. The Rebirth of Nature. – London : Reader, 1991. 27. Simmel G. Fashion // American Journal of Sociology. – 1957. – Vol. 62, N 16. – P. 541–558. 28. Taussig M. The Devil and Commodity Fetishism in South America – Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1980. – 296 p. 29. Thompson M. Rubbish theory – Oxford: Oxford University Press, 1979. – 240 p. 30. Turkle S. Life of the Screen. – New York: Simon and Schuster, 1995. – 352 p. 31. White H. Where Do Markets Come from? // American Journal of Sociology. – 1981. – Vol. 87. – P. 517–547
Название EN
Авторы EN
Аннотация EN The aim of the article is to find new approaches to consumer goods market place through the analysis of the applicability of materialistic turn theories giving reconceptualization of relevance of material objects. The article raises a number of questions about the extent and form of the applicability of theories related to materialistic turn to analyzing consumer goods market places. These issues are concerned with the ontological base of new theories that are directly associated with extension of the problem spectrum, the epistemological status of main categories and possibility of use of theoretical tools in the Siberian (Russian) materials. The author examines overcoming of the classical dichotomy of material and social through ideas of A. Appadurai, G. Simmel, and M. Mossa and their development in the works of M. Guggenheim. Special attention is paid to the possibility of using the Actor-Network Theory (B. Latour) together with the ideas of J. Low and M. Callon to find new approaches to the study of consumer goods market places (bazaars). The author notes that, from this point of view, a market becomes ambivalent entity that affects the status of both the seller and buyer. This leads to the fact that a market, in addition to exersising economic functions, shapes social boundaries in urban societies in Eastern Siberia. Summarizing conclusion is sufficiently large amplitude of the ontological approaches to the study of markets, which limits the use of the most radical ontological proposals. Yet part of postulates materialist turn deserves focused attention, and may be useful when for analysis of Russian markets. First of all, it is imperative to rethink object-orientation of modern subject and its apparent dependence on the physical environment. In this perspective, new approaches make it possible to reflect everyday experience of the researcher better. Moreover a revision of the relationship to respondent’s speech practices: their «inconsistency» and «uncertainty» does not necessarily require a translation into the language of the authoritarian theory, and can reflect the nature of the open and unfinished social phenomena. Thus the most important problem is the spatial measurement of research: physical space of the market determines the possibilities of what is happening in it and how. And this, in turn, is determined by the policy of the city authorities, the flow of goods and opportunities for consumers. The author concludes that the objective of the researcher is not so much «to get things noticed» but to be able to see complex reality of the market beyond the conceptual design.
Ключевые слова EN
Литература EN